должностные инструкции zarabotu.ru

Главная > Оплата труда

Системы и формы оплаты труда

Общие положения

В соответствии со ст. 135 ТК РФ система оплаты труда включает:

♦    размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

♦    доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

♦     системы доплат и надбавок стимулирующего характера;

♦     системы премирования.

Как уже было указано выше, системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Кроме того, для бюджетных организаций всех уровней Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению систем оплаты труда.

В организациях с бюджетным финансированием применяется тарифная система оплаты труда.

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда — системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ, т.е. отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости От сложности труда, и присвоение тарифных разрядов работникам осуществляются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Эти справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Тарифная ставка (оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Правительством РФ могут устанавливаться базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, под которым понимаются минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Такие группы утверждаются федеральным органом, исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России). Согласно ст. 133 ТК РФ размер тарифной ставки оклада (должностного оклада), а также базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В свою очередь, заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы.

Основой тарифной системы является тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов (ст. 143 ТК РФ). Порядок применения тарифной сетки регулируется постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» (далее — постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785).

В соответствии с указанным постановлением применение Единой тарифной сетки обязательно для всех организаций, находящихся на бюджетном финансировании.

Вводимая в бюджетных отраслях Единая тарифная сетка (ETC) призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации ! работников (сложности выполняемых ими работ) (Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки, утвержденной постановлением Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 32).

ETC представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти), — от рабочих до руководителей различного уровня (начиная от заведующего камерой хранения до директоров (генеральных директоров) организаций, ректоров вузов, главных редакторов газет (журналов)).

Все профессии и должности работников в ETC сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций).

Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, позволила представить их в ETC одной группой.

Служащие бюджетных отраслей распределены на две основные группы.

Первая группа включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь распределены на три подгруппы: технические исполнители, специалисты, руководители. Вторая группа включает только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы. (Группировка должностей служащих приведена в приложениях № 2 и 3 к постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 г, №785.)

Разряды оплаты ETC отражают сложность выполняемых работ (функций), однако они не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов.

ETC предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам.

Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с I по VIII). Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вместе с тем согласно постановлению Правительства от 14 октября 1992 г. № 785 в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из IX—X разрядов оплаты ETC по перечням, утвержденным в установленном порядке министерствами и ведомствами РФ, и из XI—XII разрядов оплаты ETC — по перечням, утвержденным Минтруда РФ. Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимулирования наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих.

Служащие бюджетных отраслей, в том числе технические исполнители, специалисты и руководители, тарифицируются со II по XVII разряды.

В соответствии с принципами разработки ETC исходная ставка оплаты, т.е. размер ставки I разряда, не может быть ниже МРОТ, устанавливаемого в РФ в законодательном порядке.

Тарифная система оплаты труда может применяться и в других организациях. Определяется она в этом случае коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. В свою очередь работникам государственных и муниципальных учреждений могут устанавливаться системы оплаты труда, отличные от ETC. Однако в любом случае они должны быть основаны на едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, учитывать государственные гарантии по оплате труда, рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов и объединений работодателей.

При бестарифной системе гарантированные тарифные ставки не применяются. Эта система может использоваться в организациях, где можно учесть трудовой вклад каждого работника в конечный результат деятельности организации. В основе такой системы — долевое распределение фонда заработной платы между работниками по заранее установленным правилам (в зависимости от должности, квалификации и т.п.), закрепленным в положении об оплате труда. Основным документом, определяющим должностной и численный составы организации с указанием фонда заработной платы, является штатное расписание.

Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения количества штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.

Возможно также сочетание тарифной и бестарифной систем оплаты труда. При смешанной системе оплаты труда заработная плата, как правило, состоит из фиксированной и переменной части. Фиксированный оклад— гарантированная сумма, к которой в зависимости от ряда факторов (результатов деятельности организации, вклада работника и др.) начисляются дополнительные выплаты — переменная часть.

Формы оплаты труда. Организации могут устанавливать следующие формы оплаты труда работников:

1) повременную;

2) сдельную;

3) оплату труда на комиссионной основе.

Формы оплаты труда организация устанавливает самостоятельно и закрепляет в коллективном договоре, положении об оплате труда и трудовых договорах с конкретными работниками.

Еще

<<< Рабочее время и его учет
Повременная (тарифная) форма оплаты труда >>>

Интересное

Должностная инструкция врача терапевта участкового Должностная инструкция дворника Должностная инструкция методиста дома культуры Должностная инструкция работника склада Должностные инструкции работников бухгалтерии Оператор дефектоскопной тележки Помощник бурильщика КРС обязанности

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 1.00/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0/5 (2 голоса)