Налоговые вычеты
Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС России, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
К таким расходам относятся (п. 2.1 Инструкции, утвержденной постановлением ФСС России от 9 марта 2004 г. № 22):
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам;
3) пособие при усыновлении ребенка;
4) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
5) единовременное пособие при рождении ребенка;
6) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
7) социальное пособие на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела;
8) оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет;
9) оплата путевок на оздоровление детей работников, Кроме выплат, указанных в Инструкции № 22, к вычету можно принять и другие выплаты по социальному страхованию, если они предусмотрены бюджетом ФСС России на соответствующий год.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Налогоплательщики, которые наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой по общему налоговому режиму, осуществляют деятельность, облагаемую ЕНВД, применяют налоговый вычет только по видам деятельности, облагаемым по общему налоговому режиму. Страховые взносы в ПФР, начисленные по деятельности, облагаемой ЕНВД, в качестве налогового вычета при определении ЕСН в федеральный бюджет не учитываются.
Если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Обнаружив при проверке такую разницу, налоговые органы имеют полное право доначислить ЕСН в федеральный бюджет. На возникшую недоимку по ЕСН будут начислены пени.
Если авансовые платежи превышают сумму налога, то эта разница возвращается организации или засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу.
Итоговая сумма налога (разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, т.е. не позднее 15 апреля.
Налогоплательщики не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в налоговые органы расчет по форме, утвержденной Минфином России, в котором отражаются данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период.
Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС России сведения (отчеты) по форме, утвержденной ФСС России, о суммах:
1) начисленного налога в ФСС России;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в ФСС России.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиками по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР.
Налоговые органы обязаны представлять в органы ПФР, копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами ПФР обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФР сведения и документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в отношении застрахованных лиц.
Органы ПФР представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.