Государственные гарантии оплаты труда работников

Категория: Оплата труда

Трудовым законодательством установлен ряд правил, соблюдение которых государство гарантирует всем работникам без исключения, независимо оттого, в организации какой формы собственности они работают. Следовательно, эти правила обязательны для всех работодателей.

Статьей 130 ТК РФ в систему государственных гарантий включены:

1) величина минимального размера оплаты труда в РФ;

2) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

3)  ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

4)  ограничение оплаты труда в натуральной форме;

5) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

6)  государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

7) ответственность работодателя за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

8)  сроки и очередность выплаты заработной платы. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают требования, касающиеся минимального размера оплаты труда и периодичности выплаты заработной платы.

Соблюдение минимального размера оплаты труда (минимального размера тарифной ставки для организаций с бюджетным финансированием). Согласно ст. 133 ТК РФ «Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда». При этом минимальная оплата труда (МРОТ) определяется как гарантируемый федеральным законом размер ежемесячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Иными словами, МРОТ определяет минимальный размер тарифной ставки I разряда в бюджетных организациях, применяющих Единую тарифную сетку, и минимальный размер оклада в иных организациях. С 1 сентября 2005 г. МРОТ был установлен в размере 800 руб., с 1 мая 2006 г. — 1100 руб.). МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается в бюджетных учреждениях за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), в других организациях — за счет собственных средств.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Непосредственно ТК РФ порядок такой индексации не установлен.

В самой организации индексация заработной платы производится в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями или локальными нормативными актами. Таким образом, организация самостоятельно определяет механизм такой индексации путем закрепления его в одном из названных документов и, соответственно, руководствуется им в дальнейшем, причем ответственность для работодателя за нарушение данной гарантии не предусмотрена.

Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя. В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, непосредственно предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В зависимости от оснований можно выделить удержания:

♦    обязательные (например, алименты, удерживаемые на основании исполнительного листа);

♦    по инициативе работодателя (за причиненный работодателю материальный ущерб);

♦    производимые по согласованию между работником и работодателем (кредиты, ссуды, займы; профсоюзные взносы и др.);

♦    неотработанный аванс, выданный в счет причитающейся заработной платы и др.).

Ограничение оплаты труда в натуральной форме. Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. И здесь вступает в силу еще одна из государственных гарантий по оплате труда, в частности, ограничение оплаты труда в натуральной форме. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% общей суммы заработной платы.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» выплата заработной платы в неденежной форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

1) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК РФ не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты;

2)  заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% общей суммы заработной платы;

3)  выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);

4) подобного рода выплаты подходят для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, причем имеется в виду, что не допускается выплата заработной платы спиртными напитками, наркотическими, токсическими, ядовитыми и вредными веществами, оружием, боеприпасами и другими предметами, на свободный оборот которых установлены запреты или ограничения;

5)  при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.

Согласно ч. 3 ст. 131 ТК РФ не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия и боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот.

Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами. В соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) работники являются кредиторами второй очереди по отношению к работодателю-банкроту.

Задолженность работникам по выплате выходных пособий и оплате труда погашается после производства расчетов с гражданами, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Удовлетворение задолженности по заработной плате, возникшей после принятия арбитражным судом заявления о признании организации банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленной за период конкурсного производства, регулируется также ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. .№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда. Единой централизованной системой государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе по вопросам оплаты труда, является Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТКРФ).

Порядку осуществления такого контроля посвящена гл. 57 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда вправе инспектировать любые организации на всей территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Обратим внимание на ряд моментов, которые могут оказаться полезными в случае проведения проверки.

1. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

2.  Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

3. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

4.  При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

а)  проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора) , от имени которого действуют должностные лица;

б)  осуществлять плановые проверки в случае отсутствия, при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников, проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

в)  требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

г)  требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

д) распространять информацию, составляющую, охраняемую законом тайну или полученную в результате проведения мероприятий, по контролю за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

е) превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

5. Статьей 357 ТК РФ государственным инспекторам труда предоставлены следующие права:

а)  в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать организации в целях проведения инспекции;

б)  запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

г) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

д) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

6.  Решение, выданное государственным инспектором труда, может быть обжаловано работодателем соответствующему руководителю по подчиненности, главному (государственному) инспектору труда РФ. Если решение по жалобе принято главным государственным инспектором труда РФ и жалоба оставлена без удовлетворения, то решение может быть обжаловано в суде.

В суд можно обратиться и непосредственно, без подачи жалобы в порядке подчиненности.