Внедрение вашего плана в жизнь
После того как бизнес-план лег на бумагу, найдите время перечитать его — мы имеем в виду действительно перечитать. Не занимайтесь опечатками и грамматическими ошибками, а задайте себе вопрос, что же в нем излагается. Может оказаться полезным, чтобы ваш план также прочитал советник, кто-нибудь, не слишком вовлеченный в бизнес, и кому вы доверяете, чтобы вы могли получить объективную оценку. Просто поразительное число компаний имеет бизнес-планы, которых никто не читал. Кажется, никто в этих компаниях не знает, о чем там говорится (кроме важных цифр бюджета).
Ваш бизнес-план представляет одну из трех основных областей вашей компании, помогающих достичь ваших бизнес-целей. Наряду с внедряемой вами организацией и процедурами, он очерчивает рамки вашего бизнеса. Другие три области — руководство, культура и навыки — готовят окружающих вас людей к выполнению деловых задач .
Быстро расти трудно
В 1960-1970-х годах Korettes была энергично развивавшейся компанией.
Начав с небольшого нью-йоркского склада как компания, торгующая по самым низким
ценам оборудованием, электроникой и камерами хранения, она быстро доросла до
более чем дюжины процветающих магазинов. В это трудно поверить, но было время,
когда на каждом углу не случался Wal-Mart, Costco или Kmart, —
магазины с большими скидками воспринимались тогда как диковинка. Но потребители
оценили их
достоинства мгновенно. Компания знала, что попала в струю и оказалась в
весьма выигрышном положении. Поэтому, после головокружительного начального
взлета, Korettes решила выработать план дальнейшего быстрого развития.
Но развернуться в большую компанию оказалось намного сложнее, чем
представлялось. В конце концов вся изначально набранная скорость была полностью
утеряна. Да, первоначальная стратегия Korettes была вполне разумной, и
дальнейшее расширение основывалось на верных инстинктах ее владельцев. Проблема
оказалась в том, что компания так и не смогла привести в действие разработанный
ею же план.
Korettes быстро разворачивалась на новые рынки, открывая новые
магазины, расползаясь по городам и весям, расширяя номенклатуру товаров. Но
методы управления компанией оставались теми же, структура организации
совершенно не изменилась, и все служащие работали, как и раньше. Оглядываясь
назад, легко увидеть причины неудач.
Руководство компании не обладало достаточной гибкостью,
чтобы перестроиться под запланированный рост.
У компании не было соответствующих методик управления
быстро растущим количеством магазинов.
Персонал не обладал необходимыми навыками для работы
с увеличивающимся количеством товаров.
Может быть, вам кажется, что никаких "темных пятен" в бизнес-плане
для вас уже не осталось. Однако:
Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянии.
Поэтому сделаем шаг назад и внимательно рассмотрим все со стороны.
Изучите изложение миссии и видения вашей компании так, как будто
сталкиваетесь с ними впервые.
Рассмотрите цели и задачи, поставленные перед компанией, и подумайте над
тем, что они действительно означают.
Пересмотрите выделенные вами сильные и слабые стороны, выясните, насколько
они влияют на воплощение в жизнь плана вашей компанией.
Рассмотрите различные способы повышения значимости компании для клиентов и
то, как эти способы укрепляют ваши долгосрочные преимущества.
Если хотите, чтобы люди в вашей компании ответственно относились к
бизнес-плану, начните с себя. Приступая к реализации бизнес-плана, остановитесь
и отступите на шаг назад. Попытайтесь ответить на следующие вопросы.
Стимулирует ли структура вашей организации поведение и навыки, необходимые
вашим служащим?
Способствуют ли внедряемые вами процедуры усилению организации вашей
компании и ее концентрации на избранной стратегии?
Являются ли предлагаемые вами бизнес-системы удачными с точки зрения типа
организации, который вы стремитесь создать?
Действительно ли все, что вы делаете, служит поддержке вашего рабочего
бизнес-плана и стратегии компании?