Толкование относительной прибыльности

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Если прибыль — это основа вашего бизнеса, то прибыльность — это конечный результат. Прибыльность показывает вам, насколько вы находитесь на высоте в вопросах финансовой оценки вашей компании. Коэффициент прибыльности позволяет из года в год судить о том, насколько эффективно вы работаете. Он также позволяет вам сравнивать вашу прибыльность с эффективностью других конкурентов, других отраслей и даже других способов вложения средств.
Вы, к примеру, легко можете вложить средства, поступающие в вашу компанию, в другие предприятия или поместить деньги на банковские счета, вложить в недвижимость или государственные облигации. Каждый из видов инвестиций связан с определенным риском. Сравнивая коэффициенты прибыльности, вы понимаете, оправдывает ли компания ваши надежды за счет того, что приносит разного рода финансовые выгоды, реабилитирующие связанные с этим риски.
Существуют три разновидности коэффициентов прибыльности. Первый тип коэффициента служит сравнению прибыли по отношению к объему сбыта компании. Второй тип позволяет сравнить прибыль с общими активами. Третий тип служит сравнению прибыли с собственными средствами. Каждый из коэффициентов говорит о том, насколько привлекательна ваша компания для инвесторов.
Чистая рентабельность продаж = чистая прибыль/валовой доход от сбыта
Коэффициент чистой рентабельности продаж говорит больше о ваших затратах по отношению к назначенным вами ценам, чем о чистой прибыли, деленной на валовой доход. Если ваша чистая рентабельность продаж низка в сравнении с рентабельностью других компаний вашей отрасли, то ваши цены ниже, либо ваши затраты выше, чем среднеотраслевые. Более низкая рентабельность приемлема, если она ведет к увеличению уровня продаж, завоеванию большей доли рынка и более высокой прибыли в долговременной перспективе, однако за этим коэффициентом нужно внимательно следить. С другой стороны, никто не станет возражать против более высокой чистой рентабельности продаж, хотя высокое значение коэффициента — чрезвычайно хороший способ привлечь новых конкурентов.
Для Global Gizmos это отношение в текущем году составило 50 тыс. долл./810 тыс. долл., или 6,2%. Данный результат существенно выше, чем в прошлом году (4,6%). Компания не только выросла в терминах увеличения своего дохода, но и повысила свою прибыльность.
При вычислении, чистой рентабельности продаж вы также можете попробовать вычислить рентабельность, основанную на вашей производственной прибыли и валовой прибыли. Вместе эти коэффициенты позволяют вам лучше понять источники вашей прибыльности.
Доход на вложенный капитал = чистая прибыль/общая стоимость активов
Чистый доход, деленный на общую стоимость активов, дает вам общую рентабельность, которую вы можете получить за счет активов компании. Иногда ее еще называют рентабельностью активов. Поскольку эти активы в совокупности равны всем вашим кредитам и собственным средствам, то коэффициент измеряет среднюю рентабельность общих инвестиций в вашу компанию. Что он означает? Доход на вложенный капитал широко используется как показатель прибыльности компании, поскольку предоставляет возможность сравнить его с другими вливаниями средств, которые совершает инвестор.
Стоимость общих активов, которую вы используете при вычислении дохода на вложенный капитал, обычно берется из балансовой ведомости вашей компании и может ввести вас в заблуждение. Если активы были в вашем распоряжении лишь некоторое время, показатели в ведомости могут не отражать реального возмещения расходов, и, если активы недооценены, доход на вложенный капитал может быть несколько преувеличен.
Для Global Gizmos указанное отношение в текущем году составило 50 тыс. долл./615 тыс. долл., или 8,1%. Это больше, чем 5,9% в предыдущем году, и свидетельствует об улучшении финансового состояния компании.
Ожидаемое значение вычисляемого вами дохода на вложенный капитал зависит от того, в какой отрасли вы работаете, а также от общего состояния экономики на данный момент.
Доход на акционерный капитал = чистая прибыль/собственные средства
Чистая прибыль, деленная на собственные средства вашей компании, дает вам рентабельность, получаемую только за счет части собственных инвестиций. Помните, что вы должны сначала позаботиться о том, чтобы рассчитаться с банкирами и держателями облигаций в виде выплаты процентов за кредит из вашей прибыли. Все, что остается, идет владельцам и представляет их доход на собственный капитал.
Вы всегда платите сначала вашим кредиторам, и эти платежи — фиксированные, все остальное идет владельцам. Теперь вы понимаете, откуда берется леверидж или кредитное плечо. Чем больше вы финансируете свою компанию за счет влезания в долги, тем больше ваше кредитное плечо; чем больше ваше кредитное плечо, тем в большей степени вы используете деньги других людей для зарабатывания денег. Леверидж отлично работает до тех пор, пока вы успешно вкладываете средства в дело, генерируя доход, который превышает ваши выплаты по процентам. В противном случае, ваши заимодавцы могут прекратить быть совладельцами вашей компании.
Например, для Global Gizmos отношение чистой прибыли к собственному капиталу составляет 50 тыс. долл./385 тыс. долл., или 13,0%. Без левериджа это отношение совпадает с доходом компании на вложенный капитал — всего лишь 8,1%. Большее кредитное плечо может даже повысить значение дохода на акционерный капитал, увеличивая при этом риск потерять компанию, если ваша рентабельность снизиться слишком быстро. Короче говоря, кредитное плечо в удачные времена приносит владельцам компании еще большую радость, а в плохие времена заставляет их затягивать пояса еще туже.