Стресс в профессиональной деятельности: профилактика и коррекция

Категория: Рабочее время

Современные психологические исследования негативных эмоциональных состояний, связанных с профессиональной деятельностью персонала самых различных организаций, показывают, что производительность труда их сотрудников – в среднем – на 15% снижена длительным воздействием стрессовых нагрузок (более 2/3 имели выраженные признаки стрессовых состояний, не менее 1/4 из них – заболевания, связанные с хроническими стрессами). Актуальность проблемы очевидна, в то же время очевиден дефицит практических технологий профилактики и коррекции стрессов. В специальной литературе большое внимание уделяется теоретическим вопросам, прикладные же аспекты представлены фрагментарно и, зачастую, узко специализировано.
Для эффективности любых «антистрессовых» мероприятий важно понимать природу и источники возникновения стрессов.  Здесь представляется уместным выделить следующие 3 категории проблем, приводящих к стрессу:
1. Непосредственно обусловленные факторами и условиями профессиональной деятельности.
2. Обусловленные социально-психологическими особенностями окружения и индивидуально-психологическими особенностями самого индивида.
3. Обусловленные факторами повседневной жизни и быта.
В решении либо профилактировании проблем, относящихся к первой из выделенных категорий, ведущая роль  должна быть отведена руководящему звену организации. Вторая категория – поле деятельности психолога. Все проблемы, отнесенные к третьей, могут быть разрешены человеком только самостоятельно (имея ввиду, что и в третьем, и в первом случае, участие психолога более чем уместно).
Основным средством профилактики стрессов является профессионально реализуемый мониторинг и адекватное реагирование на стрессовую симптоматику. Вместе с тем, даже самая эффективная и своевременная профилактическая работа полностью не решает вопросов, связанных с возникновением и динамикой стрессовых состояний.
Стрессы неизбежны. И в таких случаях – для успешности профессиональной деятельности – первостепенное значение имеет профессиональная компетентность сотрудника, позволяющая в короткое время принимать правильные решения как в штатных, так и в экстремальных ситуациях. Большую роль играют общая эмоциональная устойчивость, а также навыки психической саморегуляции, различные способы расслабления и самовнушения, то есть традиционные способы и техники формирования устойчивости к стрессам остаются актуальными. Однако к настоящему времени получают все большее распространение новые, передовые – в основном, аппаратурные – технологии обучения и развития способностей самостоятельного профилактирования и коррекции стрессовых состояний.
К первым из них относятся методики обучения приемам нервно-мышечной релаксации с использованием приборов, обеспечивающих биологическую обратную связь. Речь идет об индикаторах успешности произвольного нервно-мышечного расслабления (по заданному алгоритму), когда обучающийся имеет возможность наблюдать объективные показатели эффективности выполняемых релаксационных упражнений и, соответственно, вносить необходимые коррективы в процесс релаксации. Другая (весьма обширная) категория приборов и аппаратов представляет собой стимуляторы, обеспечивающие цветовые и звуковые воздействия (со специально подобранными характеристиками) на человека для индуцирования состояний релаксации (либо, напротив, повышенного тонуса). Данное оборудование позволяет, во-первых, снимать или снижать проявления негативных стрессовых факторов. Во-вторых, обеспечивает «эталонами» самых разнообразных состояний психики каждого, кто индивидуально или в групповом тренинге осваивает приемы психической саморегуляции.
Таким образом, работа с «профессиональными» стрессами предполагает комплексный подход, и эффективность такой работы во многом зависит – помимо выраженности симптоматики, квалификационных, статусных, должностных, индивидуально-психологических особенностей сотрудников – от технической оснащенности психологов, проводящих данную работу и от компетентности руководящего звена организаций в вопросах профилактики стрессов, возникающих в ходе профессиональной деятельности персонала.