Разработка эффективных процедур
После того как на подготовку бизнес-плана затрачено массу усилий и времени, вполне естественно предположить, что теперь бизнес пойдет гораздо легче. Если компания небольшая, у вас, вероятно, даже не возникает мыслей: а что же потом? Теперь, когда вы точно знаете, что делать, надо просто начать действовать, не так ли?
Неважно, занимаетесь ли вы сбытом, договариваетесь с поставщиками или отслеживаете издержки, — во всех случаях надо просто выполнять работу, для каждой операции нужно применять свою процедуру (даже если вы оказываетесь в затруднительном положении).
К сожалению, неформальные процедуры (особенно в случае, если они постоянно меняются) долго не живут, даже если компания состоит из вас одного. Клиентов интересует, чего им ожидать от сотрудничества с вами, и размер компании при этом не имеет никакого значения. То же самое интересует и вас в отношении ваших поставщиков (со своей стороны, так же думает налоговая инспекция). Никому не нравится работать с обилием правил и предписаний, если, конечно, речь не об армии. Но в конце концов каждая компания сталкивается с необходимостью разработать и ввести систему инструкций, чтобы расписать всем их производственные процедуры.
В процессе выработки процедур, которые предстоит выполнять в вашей компании, вы откроете для себя много нового. Для начала спросите себя, как в вашей компании выполняются такие действия:
отслеживание потребительского спроса на разные группы товаров;
выписывание счетов и предоставление кредитов потребителям;
учет жалоб потребителей;
прием на работу и обучение новых служащих;
определение заработной платы, ставок и пособий;
покрытие расходов служащих;
планирование бюджета и сметы текущих затрат;
управление инвентаризацией товаров;
создание новых товаров и услуг;
мониторинг отрасли и конкурентов.
Не забывайте о процедурах бизнес-планирования. Годами менеджеры и гуру от управления упорно игнорировали разработанные для функционирования компаний системы и процедуры. Не побоимся правды — все они ужасно скучны. Большинство производственных операций, используемых во многих отраслях промышленности, разработаны десятки лет назад, в то время, когда под бизнесом подразумевали производство, распределение и сбыт товаров. Целая эпоха... Но времена меняются, а вместе с ними меняются и компании. Так что вам следует постоянно проверять актуальность и действенность ваших систем и процедур.
К концу 1980-х годов бизнес пришел к пониманию того, что некоторые из названных скучных систем тормозят развитие. Так появился реинжиниринг — великолепная идея, заключающаяся в том, что все процедуры следует критически оценить в плане того, насколько они полезны для функционирования компании. Когда компании занялись реинжинирингом, выяснилось, что множество разных операций выполнялись ими только потому, что они делались всегда, а вовсе не потому, что они нужны. Однако сегодня уже недостаточно делать все по старинке, особенно когда конкуренты дышат в затылок.
При разработке собственных бизнес-процедур попытайтесь проникнуться главной идеей реинжиниринга. Делайте только то, что действительно имеет смысл, и не потому, что так принято делать или вы так привыкли делать. Перед тем как двигаться дальше, неплохо остановиться и изучить некоторые наиболее важные системы, которые, по всей видимости, вам необходимы.
Бухгалтерская система. Правильные методы учета, принципы и даже программное обеспечение могут выявить различие между реальным пониманием того, что есть и что упущено, откуда приходят деньги и на что они расходуются. Денежные поступления, отчет движения денежной наличности и бухгалтерский баланс — все это
крайне необходимо для вашего бизнеса. Бухгалтерская система должна быть стопроцентно надежной, позволяя свести вместе все финансовые записи так, как вы хотите, будучи при этом полностью уверенным в результате.
Система планирования бюджета. Необходимо выработать процедуры, позволяющие создавать полную финансовую картину дня сегодняшнего, а также проектировать будущие потребности. Необходимо убедиться, что процесс выработки бюджета охватывает и краткосрочные потребности, и долгосрочные инвестиции.
Кадровая система. Люди играют важную роль в вашей компании, даже если в данный момент вы являетесь ее единственным сотрудником. Разумной системой поощрений следует стимулировать упорную работу персонала и склонять людей к постоянному сотрудничеству на долгий срок.
Информационная система. Не существует простого способа отслеживания всего, что происходит в вашей отрасли и на рынках. Вам необходимо регулярно собирать информацию отовсюду. Это будет иметь смысл только при наличии информационной системы. Возьмем, например, ваших потребителей. Необходимо отслеживать все, что вам известно об их потребностях, что уже сделано для них в прошлом и чего они ожидают от вас в будущем. .
Система планирования. Но все выработанные вами замечательные идеи останутся только на бумаге, если в компании не будет системы, претворяющей эти идеи в жизнь. Необходимо инициировать процесс воплощения вашего бизнес-плана в жизнь .