Разделение обязанностей в дивизиональной структуре
Компанию имеет смысл расчленить на ряд подразделений, если ее размеры достаточно велики для нескольких видов бизнеса. При этом каждое подразделение компании отвечает за один конкретный товар, рынок или географическую зону. Если компания чересчур крупная, подразделения могут состоять из стратегических хозяйственных центров (СХЦ), определяющих конкретные сочетания товар—рынок . Главные подразделения компании, в свою очередь, обычно расчленяются на отдельные бизнес-функции внутри каждой области.
Достоинства. Структура, состоящая из подразделений, сформированных по принципу товаров, рынков или СХЦ, способствует тому, что компания направляет всю свою энергию и ресурсы в реальный бизнес. Менеджеры в самих подразделениях концентрируются на своих группах потребителей, конкурентах и вопросах компании. Старшие менеджеры контролируют то, как подразделения взаимодействуют между собой.
Недостатки. Поскольку отдельные подразделения компании часто занимаются одним и тем же бизнесом, иногда они вступают в конкурентную борьбу между собой, сражаясь за одних и тех же потребителей и заходя в этом достаточно далеко. Кроме того, наличие отдельных подразделений предполагает дополнительные накладные расходы, потому что у каждого подразделения обязательно свой слой управленцев и свои бизнес-функции (исследование, управление, маркетинг, обслуживание, сбыт и финансирование), которые могут частично перекрываться. В результате компания оказывается менее эффективной, теряя преимущества экономии, полученные за счет сочетания задач.