Поведенческие аспекты контроля качества

Категория: Принятие решений

При внедрении системы управления качеством продукции необходимо иметь в виду, что как сам контроль, так и производство контролируемой продукции осуществляется людьми.
Это те работники, деятельность которых проверяется . Поэтому без учета поведенческих аспектов контроля создание эффективной системы управления качеством на предприятии практически невозможно.
Менеджер должен понимать, что внедрение системы контроля в той или иной конфигурации оказывает значительное воздействие на поведение работников, занятых в процессе производства.
Многие менеджеры стремятся сделать процесс контроля нарочито видимым, предполагая, что это будет способствовать большей ориентации рабочих на достижение целей, стоящих перед предприятием.
При этом идея наглядности контроля состоит наряду с выявлением бракованных изделий и других недочетов в работе и в том, чтобы предупредить эти нежелательные явления.
Следует отметить, что и в самом деле в большинстве случаев работники поступают так, как этого хотели бы руководители предприятия. Правда, это правильно , как правило, только на эффективно функционирующих предприятиях.
Если же предприятие теряет управляемость в результате неэффективной работы, то и наглядный контроль перестает оказывать на работников желаемое влияние .
Объектом контроля становятся качество производимой продукции на всех стадиях производства, денежные расчеты в банках, финансовая деятельность организаций при независимых аудиторских проверках и т. д.
Таким ролью , эффективно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить брак в работе или другие недочеты, но и по возможности предотвратить возникновение нежелательных ситуаций.
Тем не менее надо обладать в виду, что достаточно жесткий контроль может вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей.
Необходимо также отметить, что внедрение наглядной системы контроля нередко вызывает со стороны работников поведение, ориентированное на контроль.
Это означает, что работники стремятся добиться выполнения контролируемых показателей и поощрения либо избежать отрицательных последствий во взаимоотношениях с руководством предприятия, отодвигая порой на второй план истинные цели, к достижению которых стремится предприятие.
Так, например, если контролируемым объявляется объем выпускаемой продукции, то иногда работник стремится к увеличению объема фабрики в ущерб своевременному ремонту оборудования, проведению профилактических работ, внедрению усовершенствований, позволяющих повысить качество изделия, и т. д.
При этом работник стремится прежде всего показать успешное выполнение контролируемых показателей. Такое смещение акцентов в его поведении не всегда в полной мере способствует достижению целей, стоящих перед предприятием.
Еще одним отрицательным результатом наглядного проверки может стать внесение коррективов в процесс планирования необходимых затрат, потребности в финансовых ресурсах, тактических целей, достижение которых является задачей структурных подразделений предприятия и отдельных работников.
Объем вызываемых затрат может сознательно завышаться. И затем при принятии компромиссных решений менеджер, запросивший более высокую сумму, оказывается в более предпочтительном положении. То же самое мы видим и при определении целей и задач, которые поручаются структурному подразделению или отдельному работнику.
Здесь при наглядном контроле имеется тенденция со стороны исполнителей к занижению своих возможностей.
Компромиссные вывода и соглашения между исполнителями и руководством предприятия дают определенные преимущества тем исполнителям, которые больше занизили свои возможности.
Поэтому опытные руководители должны располагать информацией об истинных возможностях исполнителей и исходя из этого разрабатывать свои планы и формировать кадровую политику предприятия.
Разработаны рекомендации в области управления качеством в части его поведенческих аспектов. Приведем основные из них .
1.        институт осмысленных стандартов, воспринимаемых сотрудниками. Устанавливаемые на предприятии стандарты должны достаточно полно и объективно отражать и регламентировать деятельность работников в процессе производства.
Если работники будут понимать, что данное не так, то стандарты не будут должным образом выполняться и станут причиной возникновения чувства неудовлетворенности у работников.
Разрабатываемые менеджерами или же исполнителями, которым поручена их разработка, образцы должны признаваться работниками справедливыми и вызывать внутреннее чувство удовлетворения и согласия с их требованиями.
Этому может способствовать привлечение работников к участию в формировании целей деятельности организации, способов и технологии исполнения работ, в разработке стандартов предприятия. Такие действия руководства организации, как правило, приводят к большему пониманию работниками своей миссии и более четкому исполнению своих производственных долгов .
2.        Установление двустороннего общения. При введении системы контроля целесообразно открытое обсуждение ее с работниками. Должны быть обсуждены суть вводимого контроля, ожидания руководства фирмы от его внедрения.
Работники должны иметь возможность обсудить возникшие у них проблемы в связи с внедрением системы контроля. Такое обсуждение может оказаться взаимополезным. С одной стороны, работники довольно лучше представлять назначение и особенности вводимой системы управления качеством и чувствовать себя причастными к деятельности предприятия и более заинтересованными в результатах его деятельности, а с другой менеджеры, возглавляющие разработку стандартов, могут лучше представить их реальные возможности и скрытые упущения, которые при разработке стандартов были незаметны.
3. Предотвращение чрезмерного контроля. Контроль должен осуществляться лишь в тех рамках, которые необходимы для эффективной реализации планов предприятия. Чрезмерный контроль может привести к тому, что затраты труда и времени работников, направленных на проведение контрольных мероприятий либо мероприятий, в той или иной степени связанных с контролем, будут превосходить действительно необходимые затраты. Такой контроль осуществляется в ущерб эффективной деятельности предприятия.
Эффективный контроль должен иметься нацелен на недопущение существенных отклонений от принятых планов. Мелочный контроль, излишние неоправданные придирки к работникам мешают созданию благоприятной трудовой обстановки, которая, как правило, положительно сказывается на результатах производственной деятельности.
Эффективно действующая система управления качеством производимой продукции и услуг стержень современного производства, современной фирмы. Именно она наряду с эффективным управлением деятельностью фирмы позволяет домогаться успеха в жесткой конкурентной борьбе за потребителя, за удержание и завоевание новых рынков сбыта.
Следует отметить, что система управления качеством на современной фирме распространяется и на свойство принимаемых