Критерии принятия управленческих решений и их шкалы

Категория: Принятие решений

Напомним как слово критерий происходит от греческого kriterion «мерило для оценки чего-либо». Этим термином в ТПР обозначают значимую (т.е. важную, существенную), понятную ЛПР, хорошо им интерпретируемую и измеримую характеристику результатов операции. Именно с помощью критерия ЛПР судит о предпочтительности исходов операции, предполагаемой эффективности принимаемого решения. Следовательно, отличительной чертой мерила по сравнению с какими-то другими («некритериальными») характеристиками операции является именно то, что ЛПР не считает возможным выносить суждения о предпочтительности исхода операции, если именно данного или именно того критерия для оценки ему не достает.
Выбор критерия. Областью определения критерия служит множество альтернатив. Выбор критерия это целая наука и одновременно искусство. все-таки совершенно точно можно назвать критерии, без которых практически невозможно оценивать предпочтительность альтернатив для экономических операций. Это такие критерии как «Эффективность», «Время», «Затраты», «утраты ». Для разных альтернатив критерий принимает, как правило, разные значения. Эти значения отражают в сознании ЛПР степень предпочтительности альтернатив. Их мы будем называть оценками критерия или легко оценками. Оценки критерия выражаются в принятых для их измерения шкалах.
Заметим, что с философских позиций критерий и оценка критерия это одно из проявлений категорий качества и числа . Качество как совокупность свойств, отделяющих (выделяющих) один объект от другого, неотрывно от объекта. Количество же можно изучать отдельно, не привязываясь к конкретному объекту. В процессе измерения происходит как бы объединение полезных свойств качества и количества. Известно, что измерение это процесс приписывания объектам таких символов, чтобы можно было, сравнивая символы по их значениям, делать выводы о свойствах связей объектов между собой. Для ТПР это означает следующее." Если какая-то альтернатива предпочтительнее другой, то у более предпочтительной альтернативы отметка по выбранному критерию должна принимать более предпочтительное значение. Тогда логично предположить, что, выбрав альтернативу с наилучшим значением оценки критерия, ЛПР тем самым выберет «наилучшую альтернативу».
данное достаточно сильное, но очень важное для моделирования предпочтений ЛПР предположение. Но что не менее удивительно, так это то, что это предположение часто подтверждается на практике.
Шкалы ради измерения значений критериев. Разработаны и широко используются разнообразные по своим свойствам шкалы для измерения значений критериев. Эти шкалы позволяют обеспечить требование высокой информативности при решении задачи и одновременно достичь необходимой простоты и экономии средств при измерениях. Например, если цель измерения разделить объекты на классы по заданному признаку (например, «пригодны» «непригодны»), то употребляют так называемые номинальные, или классификационные шкалы. При этом приемлемыми являются любые формы представления оценок, которые позволят разделить объекты разных классов. Так, ЛПР может допустить считать все, что «пригодно», единицей, а все, что «непригодно», нулем. Над значениями оценок в номинальных шкалах можно производить любые взаимно однозначные преобразования и при данном смысл высказываний, задаваемых выражением, сохраняется.
Если целью измерения будет упорядочение объектов одного класса в соответствии с интенсивностью проявления у них какого-то одного общего качества , то наиболее выразительной и экономной будет ранговая шкала. Например, если общим для характеристики экономической ситуации будет признак «Рост производительности труда», то ЛПР может упорядочить разные технологии повышения производительности труда, например, в порядковой шкале со значениями «высокий», «средний», «низкий». Здесь также можно присвоить градациям шкалы числовые значения ранги. Шкала в таком случае называется ранговой. Например, если первому в упорядоченном ряду способу наступления присвоить ранг, равный 1, второму равный 2 и т.д., то получим настолько называемую прямую ранговую шкалу. Возможно ранжирование и в обратных ранговых шкалах, где более предпочтительному объекту присваивается больший, а не меньший ранг. Оценки в ранговых шкалах допускают каждые монотонно возрастающие или монотонно убывающие преобразования.
Номинальные и ранговые шкалы относят к классу так называемых качественных шкал. Однако в практике достаточно часто встречаются случаи, когда просто качественного суждения об упорядочении альтернатив недостаточно. Например, ЛПР для принятия решения требуется не просто узнать, что одна из альтернатив осуществления повышения производительности труда обеспечивает темп выше, чем вторая . Ему еще нужно получить представление о том, на сколько или во сколько раз достижимая для альтернатив производительность труда выше (или ниже). В подобных ситуациях для измерения ролей критериев применяют наиболее совершенный класс шкал количественные шкалы. Подклассами количественных шкал выступают интервальная шкала, шкала отношений и абсолютная самая совершенная из всех шкал. Абсолютная шкала допускает только тожественные преобразования над ее значениями.
Промежуточное положение (в смысле совершенства) между качественными и количественными шкалами занимает числовая балльная шкала. В этой шкале оценки критериев выражаются в облике чисел, баллов, начисляемых по установленным ЛПР правилам. Что касается свойств балльных шкал, то чем меньше у градаций (например, три пять числовых градаций) и чем проще правила начисления баллов, тем ближе такие шкалы к качественным, ранговым. И наоборот, чем больше число градаций и чем сложнее правила начисления баллов, тем балльная шкала ближе по своим свойствам и возможностям к