Контроль качества
Категория: Принятие решений
Контроль качества должен облегать все стадии процесса производства продукции и оказания услуг, являющегося целью деятельности фирмы.
Производство любого изделия начинается с его конструирования и проектирования.
Поскольку каждая продукция обязана удовлетворять некоторую потребность, выраженную в виде платежеспособного спроса на рынке сбыта, постольку до начала проектирования изделия должна быть четко определена система требований, которой это изделие должно удовлетворять. Без этого реализация производимой фирмой продукции будет весьма сомнительна.
Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо проведение маркетингового исследования рынка, точное установление существующего потребительского спроса и постановка перед разработчиками продукции соответствующих задач.
Изделие должно быть спроектировано так, чтобы оно, с одной стороны, удовлетворяло всем предъявляемым к нему функциональным требованиям, а с другой могло производиться практически без брака.
Безусловно, далеко не всегда удается обеспечить производство без брака. Некоторый незначительный процент брака в сложном производстве бывает допустим, однако в заранее оговоренных пределах. И возможность выдерживания допустимого предела брака является одной из основных проблем при проектировании изделия.
Не менее важным аспектом при конструировании изделия является удобство его фабрики и послепродажного обслуживания после того, как оно окажется в руках потребителя.
Контроль необходим на всех стадиях производства изделия. А для того чтобы проконтролировать, надо измерить. снова древние говорили: "Управлять можно только тем, что измеримо". Измерение центральная проблема при управлении качеством.
Контроль возможен, когда допустимы измерения в количественной форме. Если квантитативные измерения, как правило, оказываются реализуемыми и достаточными при управлении производственными процессами, то при управлении в социальных и экономических системах первостепенную важность приобретают неколичественные измерения. Культура качественных (неколичественных) измерений начала интенсивно развиваться в последние годы, начиная с 60-х годов, когда предметом исследования и широкого внедрения стали методы экспертного оценивания.
Качество производимых компонентов , как правило, поддается количественным измерениям: габариты детали могут замеряться, химический состав устанавливается с помощью химических анализов; функциональные характеристики изделия проверяются в ходе специальных стендовых испытаний и т. д.
Выдержать предъявляемые к производимым изделиям и деталям требования необходимо, чтобы они могли быть использованы для изготовления более сложных деталей и изделий в качестве их составной части.
Продукция, которая поступает непосредственно к потребителю, должна полностью удовлетворять своему предназначению.
Небольших отклонений избежать, как правило, не удается. Поэтому устанавливаются границы , в которых отклонения от заданного значения допустимы. Однако отклонения выше установленной нормы недопустимы. Наличие таких отклонений должно устанавливаться с помощью контроля качества производимой продукции.
Скажем, при изготовлении детали станка отклонение в ее диаметре на
Если отклонения от намеченного уровня качества установлены, то должна быть разработана четкая программа действий по их устранению. Должны быть выявлены причины, приводящие к установленным отклонениям, и определены мероприятия, позволяющие их устранить.
Это может быть ремонт оборудования, замена станка, изменение технологии, повышение квалификации или замена работников, обеспечение поставок сырья более высокого качества, необходимость дополнительных финансовых вложений и т. д.
Нельзя забывать, что при сложном производстве заминка с одной, казалось бы, не очень важной деталью, ее недостаточное качество, может приводить к остановке всего производства.
Наряду с возможностью проконтролировать каждый участок производства продукции необходимо иметь возможность проконтролировать эффективность работы и самой системы контроля качества.
Это позволит не только существенно повысить уровень управления качеством на отдельном предприятии, но и определить степень доверия к предприятию и производимой им продукции при принятии решения о приобретении предприятия, слиянии предприятий или об инвестировании предлагаемого предприятием проекта.
Как следует из обсужденного выше, контроль качества как наиболее важный элемент системы управления качеством необходимо рассматривать на двух уровнях.
На главном , более низком уровне системы управления качеством осуществляется непосредственный контроль качества изготавливаемых изделий с целью выявления бракованных деталей.
Чем раньше обнаружен брак, тем менее значительные потери несет предприятие.
Так, одна и та же бракованная деталь дорогостоящего изделия, обнаруженная непосредственно в момент ее изготовления, может повлечь потери менее доллара, обнаруженная на более поздних периодах производственного процесса потери в несколько сот долларов, а обнаруженная непосредственно у потребителя в десятки тысяч долларов.
На первом уровне контроля качества в случае ограниченного количества производимых изделий вероятен контроль за каждым изделием, в случае массового производства реален лишь выборочный контроль качества производимой продукции.
В этом случае, как уже говорилось выше, целесообразно применение статистических технологий контроля, позволяющих своевременно выявить неблагополучную партию деталей.
На втором, более высоком уровне системы управления качеством продукции анализу подлежит стиль работы всей компании по отношению к поставщикам, изготовляемой продукции и к заказникам.
Использования только методов статистического контроля качества продукции недостаточно. Оно должно подкрепляться соответствующим стилем работы предприятия в целом на всех стадиях производства и реализации продукции, включая послепродажное обслуживание.
Упомянутый выше один из основоположников науки и практики управления качеством Деминг считал, что при эффективном ведении бизнеса заказчик должен получать такое удовлетворение, чтобы у него не оставалось ни малейших сомнений в том, кому можно поручить следующий заказ.
Для этого по общепризнанным критериям качество продукции должно быть высочайшим, а цена смягченной .
Казалось бы, эти условия несовместимы. Однако, как показывает практика, повышение качества продукции не всегда связано с увеличением ее стоимости.
К повышению качества может приводить: более тщательный контроль производимой продукции, внедрение более эффективной системы контроля, закупка более качественного (но необязательно более дорогостоящего) сырья, внедрение более совершенной технологии производства и т. д.
К тому же более качественная работа может приводить к снижению себестоимости продукции, поскольку снижение числа бракованных изделий уменьшает потери.
Более высокое качество службы приводит к снижению сбоев в работе и простоев, что ведет к увеличению производительности труда.
Это, в свою очередь, в совокупности с увеличением качества продукции и понижением цены приводит к увеличению числа продаж, завоеванию или расширению рынков сбыта, расширению бизнеса, возникновению новых рабочих мест и т. д.
Таким образом, налицо позитивная обратная связь, порождающая лавинообразный процесс, ведущий к укреплению позиций предприятия, увеличению прибылей, более эффективной маркетинговой политике.
1. Принцип "точно вовремя", предполагающий приобретение материалов и комплектующих, необходимых для производства продукции, точно в назначенное время.
При такой схеме поставки осуществляются, скажем, не раз в неделю, а несколько однажды в день. И это оказывается оправданным.
На многих успешно функционирующих фирмах этот принцип вытесняет другие принципы поставки материалов и комплектующих.
2. Принцип "делать верно с первого раза", предполагающий введение комплексной системы контроля качества.
В соответствии с этой системой контроль качества осуществляется всеми работниками компании на всех стадиях производства продукции. Ответственность вне качество вписывается в должностные инструкции каждого работающего. При этом роль централизованного контроля качества снижается, зато повышается роль контроля качества на каждом рабочем месте.
3. Принцип комплексного профилактического обслуживания. Этот принцип предполагает осуществление тщательной профилактики и обслуживания оборудования производственными рабочими с целью предотвращения аварий и поломок.
Прежде такие профилактические работы проводились силами специальных ремонтно-профилактических служб.
Внедрение этого принципа предъявляет повышенные требования к квалификации производственных рабочих.
Тем не менее, как показывает практика эффективно функционирующих предприятий, такой принцип приводит к более ритмичной работе предприятий, к сокращению сбоев и простоев, а значит, к удешевлению производства и повышению качества