Эффективность и продуктивность

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Разговор о целях и задачах дает нам прекрасную возможность вспомнить еще пару терминов, которые все путают вот уже долгое время, — эффективность и продуктивность. Впервые эти термины использованы в книге Функции руководителя Честера Барнарда, опубликованной в 1939 году. Он был президентом Нью-йоркской телефонной компании и, как мы подозреваем, располагал слишком большим количеством свободного времени. Однако Честер Барнард сделал одно замечание, которое полезно и сейчас в работе над целями и задачами компании, а именно замечание об эффективности и продуктивности.
Все мы стараемся выполнять свою работу и эффективно, и продуктивно. Эффективность подразумевает выполнение правильных действий, тогда как под продуктивностью понимается правильное выполнение действий. Честер Барнард высказал идею, что эти термины применимы как к компании, так и к ее деятельности.
С этой точки зрения, эффективность — выполнение правильных действий — относится к выбору правильных целей. Например, компания Global Gizmos (та самая, которая занимается производством штуковин) может усилить свое изложение миссии компании, уделив внимание клиентам и рынку всех видов продукции. Эта компания будет действовать эффективно, если ее руководство установит такие цели, которые стимулировали бы дизайнеров и инженеров работать в тесном контакте с потребителями в первую очередь и исследовать требования рынка прежде, чем они приступят к созданию нового ассортимента.
Продуктивность — правильное выполнение действий — в большей степени относится к тому, насколько хорошо компания использует свои ресурсы для достижения поставленных целей. Чтобы Global Gizmos была продуктивной компанией, ее сотрудники должны получить задачи, обеспечивающие достижение компанией поставленных целей по концентрации усилий на клиентах и рынке. Помимо всего прочего, эти задачи должны обеспечить разумное распределение ресурсов компании между разработкой, продвижением товаров и изучением рынка. Поскольку ресурсы всегда ограничены, Global Gizmos следует жестко их контролировать.
Преуспевающие организации не могут быть или только эффективными, или только продуктивными: у лучших эти свойства взаимно дополняются. Такие компании идут по пути разработки ясных, соизмеримых задач, направленных на достижение поставленных целей, жестко привязанных к миссии компании.