Закон Мерфи
Закон Мерфи
Закон Мерфи — о неприятности, которая случается, если только может случиться. Слова эти вырвались у инженер-капитана Э. Мерфи, когда техники неправильно смонтировали его установку. Ему казалось невероятным, что установку вообще можно собрать как-то не так, но мало того — ее собрали наихудшим образом...
Фраза быстро стала общеизвестной и вошла в обиход под названием "закона Мерфи".
А началось все в 1949 году. Капитан военно-воздушных сил Эдвард А. Мерфи-младший, инженер-исследователь из авиаконструкторского бюро в Райт-Филде, разработал устройство, которое должно было войти в экипировку летчика-испытателя и позволило бы определить, какие перегрузки от ускорения способно выдержать человеческое тело. Это устройство представляло собой транслятор, оборудованный 16 датчиками для измерения возникающих напряжений. Вот как сам Эд Мерфи рассказывает о дальнейшем развитии событий:
"Я считал, что достиг успеха, и отправил мой транслятор на базу Эдварде в Мьюроке, где исследовательские службы военно-воздушных сил экспериментировали с аварийными ситуациями. Там они установили транслятор на реактивные сани, которыми управлял Джон Пол Стэп, снискавший позднее, — когда он развил на своих самолетах скорость свыше 600 миль в час, — славу "самого быстрого человека на земле".
Первое же сообщение, которое до меня доходит, — это известие, что опыт не удался, и все, мол, из-за моего транслятора. Провал означал, что на ветер выброшены большие деньги, и я счел, что мне лучше будет лично познакомиться с результатами испытаний на базе Эдварде и, может быть, спасти доброе имя — свое и моего транслятора".
Далее Мерфи говорит, что, как он обнаружил, проблема возникла из-за неправильного подключения одного измерителя напряжений, чем и была нарушена работа транслятора.
"Этот измеритель может быть подключен только двумя способами, — поясняет он. — Один — правильный, а другой — неверный, с отклонением в 90 градусов".
Мерфи установил, что измеритель, как он и подозревал, подключили неправильным способом. Тут у него и вырвалось замечание, что-де если существует возможность сделать что-нибудь не как положено, то техник непременно так и сделает.
Джордж Э. Николе, тогдашний руководитель проекта от компании "Нортроп", оказавшийся поблизости в момент, когда Мерфи произнес эти слова, шутливо-торжественно объявил их "ЗАКОНОМ МЕРФИ".
Выражение было подхвачено, и уже полковник ВВС, проводивший в те дни брифинги для журналистов, вполне серьезно заявил, что все достигнутое по обеспечению безопасности полетов —является результатом преодоления "Закона Мерфи".
Так выражение попало в прессу.
Закон Мерфи в его собственной формулировке гласит:
"Если существуют два или более способов сделать что-либо, причем использование одного из этих способов ведет к катастрофе, то кто-нибудь изберет именно этот способ".
В 1977 году в Лос-Анжелесе вышла тоненькая книжка "Закон Мерфи". (Автор — писатель Артур Блох, род. в 1948 г.).
Поскольку Мерфи не сформулировал свой закон, а лишь обронил замечание, подтолкнувшее к его открытию, то, вероятно, по этой именно причине с годами появилось множество различных его словесных выражений.
Кроме того, научный мир прямо-таки захлестнула волна подражаний и поиск аналогичных — "в духе Мерфи" — законов и в других сферах деятельности, а не только в авиации.
Артур Блох скрупулезно собрал все имевшиеся высказывания, которые так или иначе формулируют проблемные аспекты в поведении и делах людей, строго и тщательно обобщил их и систематизировал.
В итоге было положено начало новой научной дисциплине — МЕРФОЛОГИИ.