Закон Мерфи


Закон Мерфи

Закон Мерфи — о неприятности, которая случается, если только может случиться. Слова эти вырвались у инженер-капитана Э. Мерфи, когда техники неправильно смонтировали его установку. Ему казалось невероятным, что установку вообще можно собрать как-то не так, но мало   того   —   ее   собрали   наихудшим   образом...

Фраза быстро стала общеизвестной и вошла в обиход под   названием   "закона   Мерфи".

А началось все в 1949 году. Капитан военно-воздушных сил Эдвард А. Мерфи-младший, инженер-исследователь из авиаконструкторского бюро в Райт-Филде, разработал устройство, которое должно было войти в экипировку летчика-испытателя и позволило бы определить, какие перегрузки от ускорения способно выдержать человеческое тело. Это устройство представляло собой транслятор, оборудованный 16 датчиками для измерения возникающих напряжений. Вот как сам Эд Мерфи рассказывает о   дальнейшем   развитии   событий:

"Я считал, что достиг успеха, и отправил мой транслятор на базу Эдварде в Мьюроке, где исследовательские службы военно-воздушных сил экспериментировали с аварийными ситуациями. Там они установили транслятор на реактивные сани, которыми управлял Джон Пол Стэп, снискавший позднее, — когда он развил на своих самолетах скорость свыше 600 миль в час, — славу "самого быстрого   человека   на   земле".

Первое же сообщение, которое до меня доходит, — это известие, что опыт не удался, и все, мол, из-за моего транслятора. Провал означал, что на ветер выброшены большие деньги, и я счел, что мне лучше будет лично познакомиться с результатами испытаний на базе Эдварде и, может быть, спасти доброе имя — свое и моего транслятора".

Далее Мерфи говорит, что, как он обнаружил, проблема возникла из-за неправильного подключения одного измерителя напряжений, чем и была нарушена работа транслятора.

"Этот измеритель может быть подключен только двумя способами, — поясняет он. — Один — правильный, а другой   —   неверный,   с   отклонением   в   90   градусов".

Мерфи установил, что измеритель, как он и подозревал,   подключили   неправильным   способом.   Тут   у   него и вырвалось замечание, что-де если существует возможность сделать что-нибудь не как положено, то техник непременно   так   и   сделает.

Джордж Э. Николе, тогдашний руководитель проекта от компании "Нортроп", оказавшийся поблизости в момент, когда Мерфи произнес эти слова, шутливо-торжественно объявил  их "ЗАКОНОМ МЕРФИ".

Выражение было подхвачено, и уже полковник ВВС, проводивший в те дни брифинги для журналистов, вполне серьезно заявил, что все достигнутое по обеспечению безопасности полетов —является результатом преодоления "Закона   Мерфи".

Так   выражение   попало   в   прессу.

Закон Мерфи в его собственной формулировке гласит:

"Если существуют два или более способов сделать что-либо, причем использование одного из этих способов ведет к катастрофе, то кто-нибудь изберет именно этот способ".

В 1977 году в Лос-Анжелесе вышла тоненькая книжка "Закон Мерфи". (Автор — писатель Артур Блох, род. в   1948   г.).

Поскольку Мерфи не сформулировал свой закон, а лишь обронил замечание, подтолкнувшее к его открытию, то, вероятно, по этой именно причине с годами появилось множество   различных   его   словесных   выражений.

Кроме того, научный мир прямо-таки захлестнула волна подражаний и поиск аналогичных — "в духе Мерфи" — законов и в других сферах деятельности, а не только в   авиации.

Артур Блох скрупулезно собрал все имевшиеся высказывания, которые так или иначе формулируют проблемные аспекты в поведении и делах людей, строго и тщательно обобщил   их   и   систематизировал.

В итоге было положено начало новой научной дисциплине   —   МЕРФОЛОГИИ.