критерии оценки успешности реализации бизнес-плана

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Система сбалансированных показателей (ССП) позволяет и мерить результаты деятельности сотрудников и подразделений по отношению к целям организации. В целом ССП дает ответы на такие вопросы:

  какой организация представляется акционерам, потенциальным инвесторам (карта «Финансы»: 4—5 показателей);

  какой организация представляется покупателям (карта «Клиенты»: 4—5 показателей);

  какие бизнес-процессы организация должна улучшить, от каких должна отказаться, на каких сосредоточить внимание (карта «Внутренние бизнес-процессы»: 8—10 показателей);

  может ли организация продолжать развиваться, повышать эффективность работы, увеличивать свою стоимость (карта «Обучение и рост»: 4—5 показателей)?

В рамках рассматриваемого подхода цели и показатели детализируются до уровня подразделений и исполнителей, например, (адача директора — удержать позицию на рынке, задача начальника отдела — обеспечить удержание доли регионального рынка.

Однако следует помнить, что цели организации (рыночные цели) не равны целям персонала, поэтому нужна мотивация работников. Кроме того, цели должны быть конкретными (понятными), измеримыми, согласованными со стратегией, достижимыми, определенными во времени. При этом цели должны быть сбалансированными и для всей команды менеджеров, и в зонах ответственности каждого из них.

Цели декомпозируются. Декомпозиция целей должна быть осуществлена таким образом, чтобы достижение каждой из них стало зоной ответственности. По каждой цели определяют подцели и ресурсы, необходимые для ее достижения, выбирают показатель оценки ее достижения, устанавливают критерий эффективности каждого показателя.

Сущность ССП заключается в следующем. Стратегическая цель развития организации декомпозируется на подцели до уровня исполнителей. Определяются показатели эффективности для каждой из целей структурных подразделений, а значения ключевых показателей эффективности (КПЭ) устанавливаются с учетом их взаимосвязи. Осуществляется балансировка критериальных значений КПЭ и определяются зоны ответственности менеджеров.

Одновременно намечаются процедуры контроля достижения це лей, а также корректировки целей и КПЭ.

Для успешного освоения ССП нужно учитывать необходимость:

  вовлечения в процесс внедрения ССП всех работников организации, прежде всего первых лиц;

  постоянных усилий первых лиц организации по поддержке внедрения ССП;

  особого внимания к обучению персонала, а также поощрения распространения положительного опыта внедрения ССП и обеспечения взаимосвязи со стратегией на всех уровнях иерархии;

  инвентаризаций организационной структуры, а также каналов отчетности, формирования политики организации, процедур командообразования;

  перевода стратегии на оперативную терминологию организации.

ССП помогает организации привлечь инвесторов, поскольку анализ и отчетность ССП делают организацию прозрачней, что дает преимущество на финансовом рынке.

Однако нужно остерегаться ошибок при формировании ССП. К таким ошибкам следует отнести:

  несогласованность показателей со стратегией;

  невнимание к обучению персонала и его мотивации;

  стремление быстрее внедрить систему премирования, ориентированную на показатели, которые требуют корректировки;

  отсутствие персональной ответственности за достижение каждой цели;

  отсутствие полномочий при наличии ответственности за достижение поставленных целей;

  переизбыток инициативы (большое количество изменений).

  недостаток корпоративной культуры.