СМЕЛОСТЬ - ЭТО ФЛИРТ ОСТОРОЖНОСТИ СО СТРАХОМ


СМЕЛОСТЬ - ЭТО ФЛИРТ ОСТОРОЖНОСТИ СО СТРАХОМ

Л. заведовал в одной из газет международным отделом. Газета не государственная, не официальная, но тоже центральная, и дело здесь было поставлено крепко. Л. знал свою работу — саркастически клеймил, выводил на   чистую   воду,   разоблачал.

Наступили хрущевские времена, обстановка помягчела и, хотя навыки ценились прежние, забрезжили среди облачности   голубые   окошечки,   участились   визиты.

И в редакцию прибыла делегация журналистов из закоренело- капиталистической страны, среди них и двое международников, которые хорошо знали Л. , а он — их  (по печати,  разумеется).

Гости, веселые, подтянутые, некоторые с фотоаппаратами, сидели в кабинете главного редактора за длинным столом, и странно было деть их здесь, идейных противников, пьющих боржоми, жующих яблоки и непринужденно   болтающих.

Л. , взяв слово, призывал их к правдивости и объективности   в   отражении   нашей  действительности.

— Пора уже вам перестать изображать коммунистов в таком виде, — он зажал в зубах нож для фруктов, вытянул  шею  и  выпучил  глаза.

А   они   —   щелк!   —   мигом   сфотографировали   его.

Как же он испугался! Он представил себе на первых полосах, крупно, этот снимок и подпись к нему: Л. — шеф   международного   отдела   известной   русской   газеты.

Ему стало плохо. Он начал юлить, заискивать, заглядывать  в  глаза.  Они  сохранили  невозмутимость.

Делегация улетела, он каждый день стал ждать удара, похудел, осунулся.

Но прошла неделя, две — ничего. Может быть, хотят в журнале? Тоже нет. Он постепенно приходил в себя, опять писал суровые обзоры, одергивал. Но все-таки ощущение,   что   он   у   них   на   крючке,   долго   не   отпускало.

Сотрудники газеты, рассказавшие мне об этом случае, стали со временем рассуждать о профессиональной журналистской этике и солидарности. Дескать, даже империалистические акулы, понимая, что публикация фотографии погубит  Л.   пожалели   его.

Но причина, я это понял только впоследствии, была, конечно, в другом. Фотография просто не годилась для их газеты, — Л. выглядел на ней слишком свободно, раскованно, по-американски, он мог себе позволить так себя  вести.   Вот  в  чем  фокус.