Выявление стратегических групп

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Если вы отступите на шаг и бросите взгляд на конкурентов, вы удивитесь тому, насколько они отличаются друг от друга. В некоторых отраслях, например, компании, производящие полный ассортимент товаров, могут конкурировать с компанией, производящей один-единственный товар. В других отраслях компании, известные своими исследовательскими разработками, испытывают конкуренцию со стороны компаний, не придумавших ничего своего.
Притча о Corette и Sundancer
Автомобиль Corette до сих пор считается прекрасной машиной. Компания General Motors создала двухместный автомобиль, остававшийся популярным в течение десятилетий. Многие помнят "могучие" автомобили 1950—1960-х годов. Однако в 1980-е годы Corette столкнулся с жестокой конкуренцией, поэтому компания была вынуждена провести исследование рынка.
Можно предположить, что типичный покупатель Corette — это молодой, энергичный мужчина, поклонник крутых и быстрых автомобилей. Однако компания General Motors установила, что типичный покупатель Corette существенно изменился. Теперь это мужчина средних лет, он рос в 1950—1960-е годы, а сейчас имеет хороший доход, седые виски, и его дети уже покинули отцовский дом.
Компания провела опрос среди покупателей Corette: как они могли бы по-иному распорядиться своими деньгами? Ответ оказался следующим: BMW Z4, Audi TT либо дешевая модель Porsche. Однако на горизонте появился Sea Ray Sundancer. Что это? Название подлодки? На самом деле Sundancer — быстрый спортивный автомобиль. Как же он ворвался в мир Corette, BMW, Audi и Porsche? Чтобы найти ответ на этот вопрос, компания решила узнать у клиентов, как они намерены использовать Corette, в каких ситуациях и с какой целью. Выяснилось, что Corette дарит им "билет в юность". Однако этот "билет" можно получить и с помощью Sundancer. Машина должна либо соответствовать величине счета и позволять пустить пыль в глаза, либо дарить ощущение юности. Таким образом компания General Motors поняла, что непрямой конкурент тоже может "показать зубы".
Но как это возможно? Как могут конкуренты, работающие в одной отрасли, настолько отличаться друг от друга? Неужели каждая компания не избирает наилучшую стратегию для того, чтобы максимально эффективно и продуктивно вести свой бизнес? Не должны ли все компании быть похожими? Хорошие вопросы. Вот два ответа на них.
Компании не всегда могут отыскать лучший способ вести дела. Рынки и отрасли настолько сложны, что различные методы работы могут мирно сосуществовать и быть одинаково успешными.
Компаниям, придерживающимся какого-либо одного способа ведения дел, не всегда легко изменить его.
Классификация конкурентов, основанная на их уникальных возможностях и стратегиях, имеет много общего с анализом отрасли. Иногда вы можете провести подобный анализ, чтобы сделать еще один шаг вперед и разделить конкурентов на группы согласно тому, чем они занимаются и как ведут дела. Это напоминает сегментирование рынка,  но применимо не к индивидуальным потребителям, а к целым компаниям.
Стратегическая группа — это группа компаний в конкретной отрасли, которые похожи между собой по характеристикам и поведению. В частности, компании в одной стратегической группе имеют такие особенности.
Они обладают схожими характеристиками (размер, расположение, скорость роста).
Они очень похоже ведут свои дела (допустимая степень риска, уровень агрессивности).
Они демонстрируют схожие возможности (люди, уровень подготовки, имидж, количество денег на счету в банке).
Они применяют схожие стратегии (решения по потребительским сегментам, распределению, маркетингу-, ассортименту товаров).
Вы можете применить все деловые критерии для определения наиболее важных стратегических групп. Несмотря на то, что каждая отрасль имеет свои особенности, обратите внимание на общие параметры.
Компании, производящие основную часть комплектующих для своей продукции, и компании, занимающиеся сборкой и/или перепродажей товаров.
Компании, продающие товары под собственной торговой маркой, и компании, продающие товары под частной торговой маркой.
Компании, которые полагаются на собственные исследовательские подразделения, и компании, приобретающие технологии или лицензии на них.
Компании, производящие полный ассортимент товаров, и компании, предлагающие ограниченный ассортимент или специализированные товары.
Компании, уделяющие больше внимания маркетингу, и компании, сосредоточенные на производстве.
Компании, занятые во многих отраслях, и компании, представленные только в одной отрасли.
Стратегические группы занимают промежуточное место между отдельной компанией и целой отраслью. Разделение конкурентов на группы полезно, так как все компании в одной группе подвержены влиянию одних и тех же факторов, одинаково реагируют и одинаково поступают в схожих ситуациях. Однако разделение на группы срабатывает только тогда, когда компании остаются в своей группе достаточно долго, чтобы к ним можно было применить групповой анализ. К счастью, в большинстве случаев это так и бывает.
В качестве одной из составляющих вашего анализа отрасли вы, возможно, уже выявили барьеры для проникновения в отрасль — факторы, которые затрудняют другим компаниям возможность заняться вашим бизнесом (такие как высокие капитальные затраты, дорогостоящая система распределения, новая технология и законодательные ограничения). Вам также может потребоваться проанализировать барьеры для ухода из отрасли — факторы, которые удерживают конкурентов от ухода из бизнеса (такие как дорогостоящие фабрики, специальное оборудование и долгосрочные соглашения). Перед предприятиями одной стратегической группы могут возникать схожие барьеры мобильности, которые вынуждают конкурентов оставаться в рамках одной группы.