Управление персоналом

Категория: Принятие решений

Управление персоналом — это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения лучших условий для творческого, инициативного, сознательного труда, направленного на достижение высокого конечного результата. Управление персоналом является одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, поскольку персонал способен неоднократно повысить эффективность его деятельности. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами. Сущность управления персоналом заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и юридических отношений между руководством предприятия и наемными работниками.
Специфика управления персоналом определяется в первую очередь тем, что трудовые ресурсы существенно отличаются от любых других видов ресурсов:
1)  любой рабочий является самостоятельной личностью, а потому имеет право на самоопределение, чего нельзя сказать о любых других видах ресурсов;
2)  материальные и технические ресурсы со временем стареют, трудящиеся ресурсы — дорожают;
3) наемный работник может отказаться от условий, на которых предприятие предполагает его использовать, он может бастовать или уволиться из предприятия по собственному вожделению , что невозможно для других видов ресурсов;
4)  трудовые ресурсы допускают самое разное использование, поскольку работники могут переучиваться, тогда как остальные ресурсы, как правило, могут использоваться только типичным образом.
В любой организации при осуществлении работы с персоналом проводится ряд типовых процедур:
1)  разработка системы (подсистемы) управления персоналом;
2)  формирование деловой стратегии менеджмента персонала;
3)  формулирование стратегических, текущих и оперативных целей для фирмы в целом и ее подразделений в области менеджмента персонала;
4)  выявление протекающих и перспективных проблем в обеспечении фирмы персоналом и выработка способов их решения;
5)  выработка общих требований к поведению персонала в отношениях сотрудников друг к другу и к компаньонам фирмы;
6)  выработка критериев оценки персонала и установление несоответствия между желаемым уровнем и фактическим, а также разработка методов устранения таких несоответствий.