Стратегия организации и ее реализация

Категория: Принятие решений

Стратегия организации — это система мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих перед системой целей. Выбор стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, поскольку от того, какая стратегия будет выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного времени будет определять все без исключения управленческие решения.
Выработка стратегии осуществляется на самых высоких уровнях организации и зависит от ряда факторов и решения целого ряда задач:
  от того, какие ресурсы имеются у организации;
  от состояния рынка;
  от внутренних возможностей организации;
  от состояния внешней среды организации;
   от правильного разбора альтернативных путей развития организации.
В процессе выбора стратегии обычно вырабатывается ряд альтернативных стратегий, из которых затем выбирается наилучшая, та, которая в большей степени удовлетворяет значимым причинам . По этой причине процесс выбора стратегии можно разделить на три этапа: разработка, доводка и оценка.
Разработка — это этап, на котором формулируется несколько альтернативных выражений стратегии. Основная задача группы, занимающейся стратегическим планированием, на данном этапе состоит в том, чтобы выработать как можно больше стратегий.
Доводка — этап, на котором сформулированные стратегии согласуются с целями, которые ставит перед собой организация. В процессе доводки
1)  стратегия проверяется на соответствие целям организации,
2)  формулируются основные темы и устанавливаются приблизи-тельные сроки их решения,
3)  определяется, сколько организации требуется ресурсов. Оценка — этап, на котором альтернативные стратегии всесторонне
рассматриваются и оцениваются с точки зрения того, дают ли они возможность достичь максимального эффекта от деятельности организации. После того как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют конкретным содержанием.
ради удобства в процессе анализа можно опираться на список типовых стратегий. Каждая организация вырабатывает свою собственную стратегию, которая отражает ее возможности, цели, а также те специфические условия, в которых она находится. Однако это не означает, что все стратегии кардинально отличаются друг от друга и не могут быть типологизированы. В действительности они поддаются классификации и могут иметься распределены по группам. А это означает, что можно выделить типовые (базовые) стратегии. Они представлены в таблице.
Типовые стратегии
 

Особо должно остановиться на базовых стратегиях, направленных на повышение конкурентоспособности. М. Портер выделил три типа таких стратегий.
1. Лидерство в снижении издержек. Организация, избравшая этакую стратегию, стремится сделать издержки производства настолько низкими, чтобы ее товар был самым дешевым на рынке при сохранении надлежащего уровня качества.
2.  Фокусирование. В этом происшествии организация должна сосредоточить свое внимание на определенном сегменте рынка (например, на определенной группе покупателей, на определенном географическом рынке или на определенной категории товаров).
3.  Дифференциация. выбирая эту стратегию, организация делает ставку на предложение уникального товара или услуги, то есть стремится к дифференциации от других организаций, предлагающих аналогичные товары или услуги.
С баста зрения реализации стратегии важны следующие моменты. 1. Необходимо создать организационные возможности для реализации стратегии.
2.   Следует так определить политику организации, чтобы она максимально способствовала осуществления выбранной стратегии.
3.   Необходимо обеспечить достаточное количество способов мотивации работников.
Наиболее правильным в данном случае было бы установление непосредственной связи между вознаграждением и достижением ре-зультатов. Другими словами, мотивация работников должна быть увязана со стратегией организации. Детальное объяснение этого работникам помогает им лучше понять стратегию и действовать в соответствии с ней.
4.   В организации необходимо создать благоприятную для реализации стратегии атмосферу. Это касается как психологической атмосферы, так и условий труда, которые могли бы способствовать достижению поставленных целей.
5.   Наконец, следует таким образом распределить полномочия среди руководителей, чтобы был обеспечен контроль за реализацией стратегии.