Создание надлежащей культуры
Не волнуйтесь: формирование корпоративной культуры компании отнюдь не означает обязательных массовых культпоходов в оперный театр или филармонию для всех сотрудников, хотя мы сторонники искусства. Корпоративная культура формируется из взаимоотношений, взаимного доверия и поведения людей, образующих вашу компанию. В этом смысле культура компании имеет много общего с культурой нации. Но помните: люди не рождаются работниками вашей компании, во всяком случае они не вырастают в ней. Пытаясь создать корпоративную культуру, вы сводите вместе совершенно разных людей, направляя усилия всех вместе взятых на одно общее дело.
Корпоративная культура компании должна концентрироваться на том, чтобы предлагать лучшую технологию, товары высшего качества, самый высокий уровень обслуживания и самые низкие розничные цены. Либо она может сфокусироваться на стремлении быть самой передовой и быстро растущей компанией, либо же представлять собой любую комбинацию всего перечисленного выше.
Естественно, что все эти идеи вам хочется воплотить в дела ваших сотрудников. Если поведение каждого служащего мотивируется общей верой в успех, можно быть уверенным, что ваши сотрудники примут правильные
решения в любых деловых ситуациях. Корпоративные правила и инструкции выглядят хорошо на бумаге, но корпоративная культура — штука посильнее, чем простое руководство. Это стимул, воодушевляющий служащих на проявление того, чего вы от них ожидаете.
К сожалению, людям нельзя явно навязывать свою точку зрения, поэтому для изменения взаимоотношений и поведения надо применять методы косвенного воздействия. Важную роль для выполнения такой задачи может играть ярко выраженное лидерство. Наиболее сильная корпоративная культура часто встречается в компаниях с ярко выраженными лидерами, например, Microsoft и Билл Гейтс.
Приведем возможные методы применения своих навыков руководителя для формирования сильной корпоративной культуры.
Миссия, ценности и перспективы. Используйте свое положение в компании, чтобы обсудить миссию компании, ценности, имеющие, по вашему мнению, важное значение, и видение вашего бизнеса. Сделайте упор на самом важном. Убедитесь, что каждый сотрудник понял: любого из них вы считаете неотъемлемой частью компании, от которой зависит получение общего результата.
Поступки и деятельность. Служите примером для окружающих, поступайте в соответствии с вашими представлениями о том, как следует действовать в той или иной ситуации. Если хотите, чтобы вашу корпоративную культуру оценили потребители, объясните им ее суть. Если хотите нацелить своих сотрудников на повышение прибыльности, постоянно концентрируйте их внимание на этой проблеме. Если решающими для успеха компании являются инновации, находите изобретателей, знакомьтесь с ними, оценивайте их труд по заслугам.
Традиции и поощрения. Введите в своей компании систему поощрений, стимулирующих поддержание корпоративной культуры и требуемого стиля поведения, подкрепите все это своим примером. Например, установите систему вознаграждений за удовлетворение потребителя
и обязательно следуйте ей. Установите контрольные цифры по нормам прибыли, поощряйте их достижение премиями. Особенно ответственно относитесь к недавним нововведениям, следите, чтобы не случилось ничего плохого, пока новая система еще не работает должным образом.
Корпоративная культура может стать именно тем основным инструментарием, что приведет в действие ваш бизнес-план. Однако малейшая невнимательность или неосторожность с вашей стороны может превратить ее в камень преткновения. Корпоративная культура не относится к разряду того, что можно изменить за один день, поэтому следует уделять как можно больше внимания взаимоотношениям с окружающими вас людьми и их взглядам. Чтобы создать единый стиль поведения для всей компании, вам придется положить немало времени и усилий.