Школа социальных систем

Категория: Принятие решений

Центром школы общественных систем стал Институт Карнеги, вокруг которого объединился ряд университетских ученых (Г. Саймон, А. Эт-циони и др.), не согласных с позицией эмпирической школы сравнительно теоретического компонента управления. И действительно, процесс управления — это социальное явление, а потому он может и должен изучаться при помощи научных методов.
Школа социальных систем анализирует организацию как сложное образование, возникающее в результате взаимодействия людей. Человек в этой сложной системе социальных связей играет очень важную роль. При этом любая организация имеет свои цели, которые никогда не равны целям одной личности или совокупности целей составляющих ее людей. И действительно, как только люди объединяются в организацию, она начинает как бы жить собственной жизнью. настолько бывает даже в тех случаях, когда у истоков организации стоит один человек: становясь во главе этой организации, он невольно приобретает ряд обязательных целей, которые не совпадают с его целями, побудившими его создать эту организацию (например, желание заработать денег или получить власть над людьми). Выражаясь научным языком, организация как система не является простой суммой входящих в нее элементов, то есть людей.
У любого человека есть потребности. В частности, А. Маслоу выделил пять уровней человеческих потребностей: 1) физические потребности, 2) потребность в безопасности и уверенности в будущем,
3)  социальные потребности (потребность во власти, любви и т.д.),
4)  потребность в уважении, 5) потребности в самовыражении и личностной реализации. Удовлетворив физиологические потребности, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей следующего уровня — потребность в безопасности и потребность в твердости в будущем, затем — потребности следующего уровня и т. д. Естественно, труд также должен приносить удовлетворение потребностей, иначе человек не стал бы трудиться.
Эти предпосылки не противоречат положениям, высказывавшимся ранее исследователями управления. Новизна позиции школы социальных систем заключается в том, что она утверждает, что потребности человека вступают в противоречие с потребностями системы . Никакие наказания и материальные поощрения не могут ликвидировать этот конфликт, нельзя этого достичь и уделяя внимание человеку как личности. С точки зрения данной школы, задача руководителя содержится не в том, чтобы попытаться исключить конфликт, а в том, чтобы сгладить, уменьшить его последствия.
Школа социальных систем принесла много полезного для понимания отношений правления как социальных отношений. Однако со временем стало очевидно, что положения этой школы исходят из неверной предпосылки о тождестве процесса производства и социальных отношений. Это верно, но едва отчасти, поскольку процесс производства гораздо сложнее и подчиняется множеству факторов, которые не имеют отношения к социальной природе человека.