Определение бизнеса, которым бы занимаетесь

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Так каким же бизнесом вы действительно занимаетесь? Вам стоит пойти дальше очевидного ответа, основанного лишь на том, что вы делаете или производите. Следует копнуть немного глубже и спросить себя, что именно заставляет крутиться "шестеренки" вашей отрасли.
Какие основные нужды клиентов вы стремитесь удовлетворить?
Какие глубинные течения существуют в отрасли?
Какова роль вашей компании?
Eastman Kodak — картинка уже не безупречна
Основанная в 1880 году Джорджем Истманом компания Eastman Kodak очень быстро утвердилась в роли лидера любительской фотографии, продаж фотоаппаратов и пленок, а также в производстве фотоснимков, которые мы с удовольствием помещаем в альбомы и рамки. Каким образом эта компания заработала деньги? Фотоаппараты оказались прибыльными лишь косвенно. Фирма хотела, чтобы люди покупали фотоаппараты, давая ей возможность зарабатывать на продаже фотопленок к ним и еще больше — на обработке последних.
Действительно, компания Kodak сняла богатый урожай на этом поле. Она производила собственные реактивы и фотобумагу, ей принадлежали и фотолаборатории. Естественно, компания определила свой бизнес как производство фотоизображений на химической основе, объявив об этом на весь мир. Пока руководители компании боролись друг с другом, новые конкуренты и новые технологии во весь голос заявили о себе.
Как правило, клиентов не интересует химическая обработка изображений сама по себе. Никому не нужна специальная фотобумага или реактивы, которые так хорошо делает Kodak. В действительности людям нужна память о прошлом — и больше ничего. Люди хотят запечатлеть особые моменты своей жизни и сохранить их навсегда. Kodak, на самом деле, работала в бизнесе сохранения памяти о прошлом.
Через некоторое время были изобретены новые способы сохранения памяти о прошлом: японская компания представила миру видеокамеру, в которой изображения создавались с помощью электронов, а не химикатов. Затем грянула революцию цифровых камер. В 2004 году Kodak наконец осознала все последствия постигшей ее катастрофы. Она оставила свои рынки традиционных камер в Северной Америке и Европе, чтобы сконцентрироваться на цифровой технологии. Теперь вопрос стоит так: "Не слишком ли слабо и не слишком ли поздно?" Хотя фотоснимки и не исчезли совсем, монополия Kodak на "память о прошлом" канула в вечность. И компания может уже никогда не подняться.
Чтобы избежать участи железнодорожных компаний и добиться успеха в своем деле, необходимо понять, какие глобальные силы формируют внешнее окружение, в котором работает ваша компания. Начните с анализа отрасли, в которой вы работаете.