Оценка стратегий конкурентов

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Потенциальные возможности ваших конкурентов могут рассказать вам об их способности влиять на ваш бизнес, благодаря этому вы сможете принять необходимые меры. Что же они планируют предпринять?
Для ответа на этот вопрос вам необходимо оценить их возможности с точки зрения стратегии.  Мы рассмотрим три основных типа стратегий, которые вам помогут определить, что же намерен предпринимать в дальнейшем ваш конкурент. Эти стратегии очень часто называют общими стратегиями, так как они хорошо зарекомендовали себя и работают на большинстве рынков в большинстве отраслей.
Снижение затрат. Первая стратегия исходит из простого экономического принципа: если предложить товар по более низкой цене, то потребители, очевидно, предпочтут его. Эта стратегия, конечно же, предполагает, что
вы снижаете и затраты на производство, чтобы обеспечивать какую-то прибыль компании. Она также предполагает, что ваши товары и услуги очень схожи с товарами и услугами конкурентов, поэтому снижение цен должно привлечь потребителей к вам.
Отличительные особенности. Эта стратегия основана на следующем наблюдении: если вы предложите нечто уникальное, потребители обязательно этим заинтересуются. Далее они, как правило, становятся хорошими клиентами, лояльными клиентами или клиентами, не очень чувствительными к цене, так как вы предлагаете им такие специфические выгоды, которых они больше нигде не найдут. Почти в каждом большом городе имеются специализированные рынки, конкурирующие с большими сетями продуктовых магазинов, предлагая товары, которые можно найти в обычных бакалейных лавках.
Концентрация. Последняя общая стратегия заключается в том, каких клиентов вы намерены обслуживать. Вместо того, чтобы позиционировать себя на всем рынке и пытаться продать свои товары каждому, попробуйте тщательно отобрать клиентов. После этого вы можете оказаться в выигрышной ситуации, сконцентрировавшись на запросах именно этих потребителей и сделав это лучше, чем конкуренты (предложив клиентам именно те выгоды, которых они ищут, низкие цены или нечто уникальное). Например, в сфере розничной торговли продуктами питания этнические рынки конкурируют за счет специфичности рынка.
Следует заметить, что стратегии чаще всего комбинируются. Компания, которая избирает стратегию концентрации, может иметь успех лишь по той причине, что ее товары или услуги отличаются от товаров конкурентов.
Сведите воедино все, что вы думаете по поводу стратегий конкурентов, проанализируйте их возможности и действия в прошлом, воспользовавшись для этого вопросами.
Какие из общих стратегий каждый из конкурентов применял в прошлом?
Были ли эти стратегии успешными?
Вынудили ли ваших конкурентов изменения, произошедшие в отрасли, изменить свои стратегии?
На какого рода изменения в своей деятельности способен пойти каждый из ваших конкурентов?
Как быстро может изменяться ваш конкурент?
Как правило, вы приходите к выводу, что долгосрочная стратегия требует от компании времени и собранности. Поэтому знание истории конкурентов может оказаться полезным для понимания избранной ими стратегии. Это также поможет вам понять, на что они, по вашему мнению, способны в будущем. Чтобы упростить этот процесс, вы можете использовать концепцию стратегических групп.