Обзор звеньев цепочки ценности

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Ваша компания строит собственную цепочку ценности в виде последовательности бизнес-функций, направленных на повышение ценности товаров и услуг в глазах ваших клиентов. Эта цепочка показывает, где ваша компания может получить преимущества перед конкурентами, и "привязывает" вас к вашему "месту" на рынке, не позволяя слишком сильно оторваться от нужд и потребностей клиентов.



Великая загадка U. S. Steel
Созданная в 1901 году путем объединения сталелитейных заводов Дж. П. Моргана и Э. Карнеги компания U. S. Steel со дня своего появления на свет была корпорацией-гигантом. Компании принадлежало 70% мощностей по производству стали в США, она стала первой в мире компанией-миллиардером. Однако в последующие полвека доля рынка U. S. Steel постепенно снижалась и к середине 1960-х годов упала до 20%. Загадка U. S. Steel заключается в следующем: каким образом компании удавалось в течение 60 лет поддерживать высокий уровень своих прибылей, если за это время она утратила почти три четверти своей доли рынка?
Ответ: для U. S. Steel доля рынка не имела решающего значения.
Вас это удивляет? Вы считаете, что такого просто быть не может? Объясним этот феномен. Первый глава U. S. Steel Дж. Э. Гэри, конечно же, был озабочен величиной доли рынка компании — его волновало, что она слишком велика. Его беспокоило, что президент Рузвельт и правительство США станут рассматривать U. S. Steel как монополиста и могут заставить ее разделиться на множество небольших компаний.
Дж. Э. Гэри был исключительно умным капиталистом. И он выстроил для U. S. Steel цепочку ценности, даже не догадываясь об этом. Он установил, что одно из важнейших звеньев цепочки ценности в производстве стали — это добыча основного сырья: железной руды, угля и известняка. A U. S. Steel как раз владела огромными земельными участками и полностью контролировала источники этого сырья. Поэтому "добрый" Дж. Э. Гэри решил пригласить своих конкурентов к участию в производстве стали, и чем больше — тем лучше. Фактически он потребовал усилить конкуренцию, и за свои усилия был признан человеком, по-государственному мыслящим. Конечно, он никогда не препятствовал тому, чтобы U. S. Steel зарабатывала огромные деньги. Он знал, что истинная ценность его бизнеса заключена в продаже сырья всем без исключения конкурентам на основе равной прибыльности этих продаж.
Основные звенья цепочки ценности — это бизнес-функции, образующие стержень всей деятельности вашей компании. Основные звенья обычно образуют последовательность этапов, через которые проходит ваша компания в процессе разработки, производства и выведения товаров на рынок. К ним, как правило, относятся следующие:
исследования и разработки; производственная деятельность; маркетинг и сбыт; распределение и доставка; обслуживание.
Обеспечивающие звенья цепочки ценности вносят свой вклад в общий успех предприятия, усиливая основные. Функции, соответствующие обеспечивающим звеньям, зачастую распределены внутри структуры всей организации. Обеспечивающие звенья поддерживают и связывают между собой все основные бизнес-функции. К ним чаще всего причисляют:
управление; организацию;
стратегию и планирование; финансовый контроль.