Методическое обеспечение исследования рынка товаров и служб

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана
Исследование базара товаров и услуг представля
ет собой самостоятельное направление деятельно
сти. Методология изучений представляет собой
соединение статистических, эконометрических, социомет
рических, квалиметрических, бихевиористических и соб
ственно маркетинговых методов. В оценках динамики рынка, его особенностей используются статистические методы. В процессе моделирования и прогнозирования рыночных процессов и в отметке рисков используются эконометричес-кие зачисления . Без знания социометрии и бихевиоризма трудно изучать поведение потребителей, обманывать с ними анкетирование; необходимость комплексной оценки качества и конкурентоспособности товара намеревается использо-иание методов квалиметрии.
Достаточно широко в маркетинге используются методы линейного и динамического программирования, приемы теории массового обслуживания (учения очередей), теории принятия решений (учения риска), теории связей (сигнальной сведения о процессах, выходящих за границы установленных параметров).
Методология формализованного маркетингового исследования включает:
статистические методы наблюдения, в частности выборку, формирование динамических рядов и линий распределения, отчетность, торговые переписи, опросы, экспертные оценки;
статистические и эконометрические технологии анализа рынка, т.е. классификации , индексные, трендовые и регрессионные факторные модели, вариационный, дисперсионный, корреляционный, циклический и многомерный анализы; модели риска, основанные на теориях возможности и принятия решений; модели товаропотоков и потоков покупателей, базирующиеся на теории массового обслуживания (теории череда ); модели реакции рынка на маркетинговые раздражители, логистические модели;технологии эвристических оценок и гибридные методы, разрешающие комбинировать детерминированные и вероятностные оценки;
методы коммерческого анализа финансово-экономического потенциала предприятия (коммерческие расчеты, скоринговый анализ и т.п.);
технологии количественной оценки качественных явлений.
плоды исследования, изложенные в форме научного отчета, как правило, основываются по следующей схеме:
1) четко излагается цель исследования;
2)  характеризуются предмет и объект исследования, обусловливается период, за который собираются сведения , и время их обработки;
3)  обрисовываются источники информации и раскрывается методология изучения ;
4)  собирается перечень наиболее важных результатов;
5)  делаются тщательно аргументированные выводы и даются рекомендации.
Выделяют несколько типов исследования рынка:
разведочные (поисковые) изучения , предшествующие разработке программы основного изучения ; они предпринимаются для сбора предварительной информации, определяющей проблему, разрешают выдвинуть рабочую гипотезу и выбрать отвечающую методику анализа;
описательное (дескриптивное) исследование, имеющее целью констатировать реальные факты и показатели, заработанные в результате сбора информации и приносящие руководству материал для размышления и утверждения решений;
экспериментальное изучение , которое проводится с целью апробации выдвинутой гипотезы;
казуальное (аналитическое) исследование, проводимое для обнаружения и моделирования связей деятельности фирмы с факторами окружающей среды. Исследование базара — единый процесс, который в определенный момент делится на два последовательных самостоятельных процесса: сбор информации и ее анализ.