Исследование вариантов финансовых прогнозов
Как было бы прекрасно, если бы вы выстроили ваш финансовый прогноз (создали предварительные отчеты о доходах, планируемые балансовые ведомости и прогнозируемые оборотные ведомости), и на этом бы все закончилось. К сожалению, будущее, которое, в первую очередь, и делает необходимым составление вашего финансового прогноза, настолько непредсказуемо, что требует
постоянного внимания. Чтобы быть в курсе, вам необходимо выполнять следующее.
Отслеживать финансовую ситуацию и пересматривать ваш прогноз в тех частях, которые изменяются, когда обстоятельства (а с ними и ваши финансовые задачи) меняются.
Регулярно обновлять финансовый прогноз в целом, отслеживая при этом точность ваших прошлых прогнозов и расширяя ваши перспективные оценки еще на месяц, квартал, год вперед.
Анализировать финансовые предположения, обращая при этом особое внимание на оценки, отличающиеся наименьшей определенностью.
Зачем тратить время на анализ различных финансовых предположений? Прежде всего, различные оценки показывают вам, насколько далеким может быть ваш прогноз, если события в будущем развиваются не так, как вы ожидали. Также различия, к которым вы приходите, служат важным напоминанием о том, что ваши прогнозы — не более, чем прогнозы. Необходимо быть готовым к разным вариантам.
использование формулы Du Pont
Если вы хотите увидеть, что произойдет, когда вы измените любой из оцениваемых параметров, составляющих финансовый прогноз вашей компании, вы должны понять, как соотносятся между собой значения этих параметров. Компания Du Pont вывела полезную формулу, которую другие компании активно используют с момента ее появления.
Идея формулы Du Pont проста: описать все составляющие, которые играют роль в определении рентабельности собственного капитала — показателя, который отражает общую прибыльность компании. Прибыль на собственный капитал — это совокупная чистая прибыль, деленная на собственный (акционерный) капитал. Но знание того, что этот коэффициент для вашей компании составляет, к примеру, 13%, равнозначно тому, чтобы в результате анализа получить рейтинг ценных бумаг на уровне В+ (средний уровень). Вы думаете, что сработали относительно неплохо, но почему вы получили эту конкретную оценку? Почему вы не получили оценку А (также средний уровень, выше В+)? Вы желаете знать, из чего складывается оценка, чтобы в следующий раз сработать лучше.
Понимание того, что скрывается за рентабельностью собственного капитала вашей компании, открывает вам путь к измерению влияния ваших финансовых прогнозов на вашу прибыльность. Диаграмма Du Pont, показанная на рис., превращает формулу в пирамиду, на вершине которой располагается рентабельность собственного капитала. Каждый уровень пирамиды разделяет коэффициент на финансовые составляющие более низкого уровня.
Первый уровень
Прибыль на собственный капитал = рентабельность х
леверидж
Вы можете увеличить рентабельность собственного капитала, увеличив либо
совокупную рентабельность активов вашей компании, либо ваш леверидж (отношение
совокупных активов компании к капиталу).
Второй уровень
Леверидж = активы -г капитал
По мере того, как кредиты растут по отношению к капиталу, леверидж вашей
компании возрастает.
Рентабельность = оборачиваемость активов х маржа чистой прибыли
Вы можете увеличить рентабельность активов вашей компании, увеличив объем их
продаж или увеличив количество средств, выручаемых от каждой продажи.
Третий уровень
Оборачиваемость активов = объем сбыта -г сумма активов
Оборачиваемость активов — это средства, получаемые от сбыта, по
отношению к активам компании. Чем выше оборачиваемость, тем эффективнее активы
превращаются в средства от продажи товаров и услуг.
Маржа чистой прибыли = чистая прибыль -=- объем сбыта
Маржа чистой прибыли — это зарабатываемая прибыль, за вычетом
издержек, деленная на объем средств, полученных от сбыта. Чем выше маржа
прибыли, тем ниже затраты по отношению к назначаемым ценам.
Анализ типа "Что, если..."
После того как вы разобрались в формуле Du Pont, приступайте к исследованию
различных предположений и вариантов того, что произойдет в случае изменения
финансового прогноза. С помощью формулы Du Pont вы можете провести
анализ того, как эти изменения повлияют на вашу планируемую прибыльность,
измеряемую отношением прибыли к собственному капиталу. Формула Du Pont значительно
облегчает ответы на такие вопросы.
Что будет, если вы снизите цену на 3%?
Что будет, если вы увеличите объем продаж на 3%?
Что будет, если затраты на проданные товары вырастут на 8%?
Что будет, если вы снизите ваш выигрыш на 25%?
Если одним из инструментов анализа является ваш компьютер и электронные
таблицы, вы сможете ответить на десять вопросов в рамках анализа типа
"Что, если..." быстрее, чем придумаете следующие.