Цепочка ценности

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Для разработки цепочки ценности вашей компании (т.е. последовательности видов деятельности, которую вы проходите в процессе формирования ценности ваших товаров и услуг) необходимо обратиться к перечню возможностей и ресурсов компании .
Вы можете построить схему для вашей цепочки в виде матрицы, разделяющей вашу предпринимательскую деятельность на сферы создания ценности. Затем
вы помещаете виды деятельности в ячейки этой диаграммы, исходя из того, являются ли они частью основных бизнес-функций или относятся к обеспечивающим сферам деятельности.



Для построения матрицы, отображающей вашу цепочку ценности, выполните следующие действия.
1.   Перечислите все ключевые сферы деятельности вашей компании, связанные с созданием товаров или услуг и предоставлением их потребителям.
Включите в перечень такие виды деятельности, как исследования и разработки, производство и эксплуатация, маркетинг, сбыт, распределение, доставка и обслуживание.
2.  Упорядочьте перечень ключевых областей деятельности, начиная от возникновения идеи в ходе исследований и разработок вплоть до готового товара или услуги.
3.  Перечислите общие виды деятельности вашей компании, которые обеспечивают выполнение основных бизнес-функций.
Включите в перечень такие виды деятельности, как управление, организация и человеческие ресурсы, стратегия, планирование и финансовый контроль.
4.  Постройте матрицу, руководствуясь рис. и вашим перечнем основных и обеспечивающих областей деятельности.
Ваша цепочка ценности может и не походить на организационные схемы вашей компании. Основные и обеспечивающие бизнес-функции, вносящие свой вклад в создание потребительской ценности, могут отображаться на схеме по-разному (в зависимости от того, кого вы просите их изобразить). Поэтому важно обсудить эту проблему не только с сотрудниками, но и с клиентами компании. Попросите потребителей описать ваш бизнес с их точки зрения — у них может быть лучшее место для обзора.
Для заполнения матрицы цепочки ценности вам следует занести в ее ячейки все специфические виды деятельности, добавляющие ценность, — возможности и ресурсы, которые использует ваша компания для повышения ценности ваших товаров и услуг в глазах потребителей. Выполните следующие действия.
1.  Просмотрите перечень возможностей и ресурсов и сделайте первую попытку разместить их на диаграмме.
2.  В ячейки слева поместите добавляющие ценность виды деятельности, непосредственно связанные с вашими основными бизнес-функциями.
Эти виды деятельности представляют собой основные звенья цепочки ценности.
3.  Поместите виды деятельности, связанные с обеспечивающими функциями, в ячейках диаграммы, расположенные на пересечении с теми основными функциями, которые они поддерживают.
Эти виды деятельности представляют собой обеспечивающие звенья цепочки ценности.
4.  Включите в диаграмму описание потребительской ценности, возникающей на каждом этапе, а также способ ее формирования.
Цепочка ценности предоставляет уникальную возможность взглянуть на компанию глазами потребителей. Каждое звено данной цепочки — это ваша деятельность, которая требует определенных затрат. Цепочка ценности позволяет вам в точности понять, какую потребительскую ценность обеспечивает каждое звено. Анализ цепочки ценности дает вам довольно ясное представление о том, что вам позволяет оставаться в бизнесе, а также о тех позициях, где вы могли бы добиться лучшего результата.
Некая архитектурно-строительная фирма на северо-востоке США, которую мы будем называть N. A. E., гордилась своей репутацией компетентного консультанта по строительству. В ней работали самые разные специалисты — от инженеров-строителей до дизайнеров интерьера. Компания содержала целое проектно-сметное подразделение и собственную службу подготовки строительных планов. Фактически фирма, постоянно отвергая предложения мелких сторонних подрядчиков, сама выполняла чертежные и проектные работы. Дело шло в гору, компания росла, и ее клиенты были как нельзя более счастливы.
В 1989 году все резко переменилось. Сильнейший спад в строительстве нанес N. A. E. ощутимый удар, и компания впервые в своей истории стала искать способы снижения расходов. Пытаясь провести реструктуризацию деятельности, N. A. E. обратила свой взор на службу, выполняющую проектные работы, и поняла, что ей следует более серьезно отнестись к предложениям сторонних проектантов. Независимые подрядчики могли обеспечить требуемые N. A. E. качество и надежность, в то же время снижая расходы на изготовление проектной документации.
Когда компания обратилась к своим клиентам по поводу предполагаемых изменений, их ответы были обескураживающими. Оказывается, ни один из них не отдавал предпочтения компании на основании качества ее проектов. Потребители больше всего ценили широкие возможности и опыт персонала компании. Пересмотрев цепочку ценности, N. A. E. получила возможность сместить акценты в своих ресурсах и усилиях на те виды деятельности и звенья цепочки, которые представлялись ее клиентам наиболее значимыми.