Анализ внешней среды организации

Категория: Принятие решений

К внешней среде организации относят:
экономические условия, стабильность или нестабильность экономической ситуации оказывает важное влияние на деятельность организации. И действительно, если экономика стабильна, то руководство организации может принимать долгосрочные решения, касающиеся вырабатывания организации. Если же экономика нестабильна, руководству приходится в большей степени ориентироваться на задачи текущего момента, поскольку таким образом легче добиться выживания организации;
законодательство и государственные установления , организация должна действовать в соответствии с теми «правилами игры», которые устанавливает государство на самых разных уровнях — от общегосударственного до местного;
потребителей; организация заинтересована в производстве товаров, которые будут покупаться, а потому она зависит от состояния рынка и желаний покупателей: никто не станет приобретать товар или услугу, в которых не испытывает нужды , а с коммерческой точки зрения товар, которого на рынке достаточно, не может привлечь особого внимания покупателей;
профсоюзы; профсоюзы защищают интересы работников организации, поскольку люды — один из самых важных ресурсов, организации приходится считаться с требованиями профсоюзов, создавая для них необходимые условия, проводя социальную политику и т. д.;
конкурирующие системы ; в ситуации, когда все ниши рынка заполнены, успех производителя любого продукта зависит от того, какими качествами, выгодно отличающими его от аналогичных товаров,
этот продовольствие обладает, насколько удобно покупателю приобретать данный продукт у этого производителя и т. д.; если организация не учитывает наличия других аналогичных услуг, она в конечном счете проигрывает;
ватерпас развития техники и технологий; для производства любого продукта необходимо техническое обеспечение, а потому организация не может производить продукт, который по своим качествам превосходит имеющиеся технологические возможности;
систему ценностей, разделяемых в данном обществе; далеко не любой товар воспринимается положительно в каждой культуре. Например, в России.
Во внешней среде принято выделять факторы прямого и косвенного воздействия. К первой группе — факторам прямого воздействия — относят потребителей, конкурентов, акционеров, поставщиков, законодательство, государство и профсоюзы. Эти факторы оказывают на деятельность системы наиболее сильное влияние.
К факторам косвенного воздействия относят состояние экономики, технологические нововведения, изменения в политической системе общества, трансформацию общества и его культуры, групповые интересы. В отличие от факторов прямого действия, факторы косвенного воздействия не влияют на деятельность организации непосредственно, хотя их наличие сказывается на ней.
Как отмечают многие исследователи, в книге числе и зарубежные, в современных условиях внешняя среда организации меняется очень быстро и наблюдается постоянное ускорение этих изменений. Это обусловлено тем, что в мире постоянно появляются новые метода , стремительно меняется состояние рынка, появляются новые виды товаров, которые вытесняют с рынка товары, ранее пользовавшиеся высоким спросом (например, появление компьютеров заметно снизило спрос на печатные машинки). В результате этого среда, в которой существует организация, оказывается достаточно неопределенной. Под неопределенностью в этом случае понимают постоянное возникновение новых факторов, нередко непредсказуемое. При этом важно, что любые представления о том, каким образом устроена внешняя среда организации и какие факторы в ней действуют, очень быстро могут оказаться необъективными.
Единственный технология справиться с трудностями, связанными с быстрыми переменами в среде, — это постоянный сбор информации и ее обработка. В современных организациях эти задачи могут возлагаться как на отдельных рабочих , выполняющих и другие функции, так и на специалистов-аналитиков, способных дать развернутую и обоснованную экспертную оценку происходящих изменений. Аналитики могут
быть сотрудниками организации или прельщаться со стороны. К сожалению, в России необходимость в услугах таких экспертов еще в недостаточной степени осознана. Однако нередко только специалисты в состоянии помочь разобраться в изменениях, характеризующих круг организации, поскольку в их распоряжении имеются знания, гораздо более разработанные, чем у обычных руководителей. Благодаря этому они могут увидеть то, что не видят другие.
Анализ наружной среды заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации. Основная задача, стоящая перед начальником , проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организация. Анализ внешней среды дает возможность разработать ситуационные планы, которые войдут в действие в том случае, если один из факторов внешней среды в какой-то момент изменится.
Группы факторов, существенных с точки зрения условий, в которых действует организация, представлены в таблице.
Факторы внешней среды, существенные с точки зрения деятельности организации
 

В процессе анализа внешней среды необходимо обладать в виду, что каждый фактор должен учитываться только в том случае, если он может оказать существенное влияние на деятельность организации. В частности, не все изменения в законодательстве или технологические изменения могут привести к последствиям, существенным с точки зрения стратегического планирования.