Анализ отрасли, в которой бы работаете

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Бизнес не функционирует в вакууме. Неважно, каким видом предпринимательской деятельности вы занимаетесь, мир вокруг вас формируется силами, которые необходимо знать и учитывать при планировании своей деятельности. С ними нужно взаимодействовать, чтобы преуспевать в течение длительного времени. Профессионалы часто называют эту процедуру анализом отрасли. Появление слова анализ может побудить вас спасаться бегством. Мы не собираемся подслащивать пилюлю, но постараемся, чтобы процесс был как можно менее болезненным.
Прежде всего следует выяснить, что вам уже известно. Найдите время и заполните анкету "Анализ отрасли". Если вы не уверены в ответе, отметьте квадратик рядом со знаком вопроса.
 Анкета "Анализ отрасли"



Ваши ответы на вопросы анкеты — "моментальный снимок" состояния ваших знаний об отрасли. Неопределенные ответы указывают на области, которым необходимо уделить особое внимание. В любом случае, теперь
вы можете, закатив рукава, серьезно заняться анализом данных, относящихся к вашей отрасли.
Задача облегчается тем, что над анализом различных отраслей работало большое количество специалистов. И хотя не существует двух абсолютно похожих между собой отраслей, оказывается, что во многих из них действуют одни и те же силы .
Последующие разделы посвящены наиболее важным силам, определяющим развитие вашей отрасли, и содержат советы относительно того, каким образом учитывать эти силы при составлении бизнес-плана.



рис... Четыре основные составляющие анализа отрасли
Фиксация структуры
Каждая отрасль — от торговли живыми цветами до торговли антиквариатом — имеет свою форму И структуру. Ниже приведены несколько советов, касающихся того, как распознать структуру конкретной отрасли.
Классификация конкурентов
Количество конкурентов оказывает основное влияние на конфигурацию отрасли. Индустрия может быть монополией (одна огромная компания при полном отсутствии конкурентов), олигополией (большое количество сильных конкурентов) или мультиополией (много жизнеспособных конкурентов). В действительности, слово мультиополия мы придумали сами, поняв, что для представления подавляющего числа отраслей в этом мире конкуренции должен существовать специальный термин. Кроме количества конкурентов, вам необходимо знать количество мелких и крупных компаний, а также каким образом они делят между собой рынки, на которых конкурируют.
Составьте список основных конкурентов в вашей отрасли. Определите их размеры, основываясь на годовых доходах, прибылях и других характеристиках. Определите их относительные доли на рынках, в которых вы сами заинтересованы. Воспользуйтесь преимуществами информации в Интернете, чтобы собрать как можно больше данных.
Изучение технологии
Изменения в технологии являются определяющим фактором для многих отраслей. Определите, в какой мере и как быстро изменяются технологии в вашем бизнесе. У вас нет необходимости становиться специалистом в области ракетостроения, однако очень важно, чтобы вы чувствовали себя уверенно в вопросах технологий, которые являются источником происходящих вокруг вас изменений. Вам следует определить, кто влияет на развитие технологий и насколько легко эти технологии можно заполучить. Оцените, какие из них уже устарели, какие используются в настоящее время, а за какими — будущее. Как долго будут использоваться старые технологии, прежде чем их заменят новыми? Попробуйте предсказать, когда новые технологии станут важными для вашей отрасли. Следите за всеми авторскими правами, защитой патентов и специальной экспертизой, т.е. всем, что может повлиять на внедрение новых технологий. Если немного покопаться в доступных деловых газетах и журналах, это может принести большую пользу.
Преодоление барьеров
"Плата за вход", которая более или менее затрудняет проникновение конкурентов на рынок, называется барьером для проникновения в отрасль. Некоторые из этих барьеров очевидны: высокие капитальные затраты, например, или сложные системы распределения товаров, затрудняющие достижение потребителей. Другие барьеры менее выражены. Положительный эффект масштаба, заключающийся в том, что, чем больше компания, тем больше денег она зарабатывает, часто отпугивает новые компании. Сильная приверженность потребителей товарам определенной компании или большие расходы со стороны потребителей, связанные с изменением ассортимента, также создают преграды для новичков.
Составьте список барьеров, которые могут встать перед новыми конкурентами в вашей отрасли, например: капитальные затраты, распределение, организация, сырье, новая технология, экономия на масштабах, патенты и предпочтения клиентов. Затем классифицируйте их в зависимости от их "непреодолимости". По какую сторону каждого из них находится ваша компания?
Расплатиться и уйти
Насколько сложно для компаний покинуть рынок, если они хотят это сделать? Связи и обязательства, удерживающие конкурентов от ухода из отрасли, называются барьерами для ухода из отрасли. К этим барьерам относится все — от дорогих фабрик и специального оборудования, которое не так просто продать, до долговременных соглашений об обслуживании и правительственных постановлений.
Задайтесь вопросом, сколько компаний покинуло рынок за последние 5 лет. Попытайтесь определить, почему они это сделали и с какими трудностями они столкнулись, приняв подобное решение. Сколько из них покинули отрасль добровольно, а скольких "попросили уйти"? Потратьте некоторое время на то, чтобы полистать страницы деловых газет и журналов — они содержат массу полезных идей и сведений.
Оценка рынков
От конкуренции перейдем к потребителям, формирующим рынок. В идеале потребители, которых вы ищете, представляют рынок, созревший для новых товаров и услуг. Прислушайтесь к следующим советам.
Насколько велик "большой" рынок?
Размер рынка может сказать многое о том, что, скорее всего, произойдет с ним в ближайшее время, особенно если речь идет о конкуренции. Большие рынки, например, всегда привлекают конкурентов. Рынки меньшего размера такой особенностью не обладают и, поскольку их легко проглядеть, зачастую открывают новые возможности. Если сможете превратить небольшой рынок в больший по размеру, обнаружив своего рода брешь в использовании (т.е. открыв новые. возможности применения ваших товаров или услуг, над которыми никто раньше не задумывался), считайте, что сорвали банк.
Попробуйте прикинуть общий размер рынка, основываясь на текущей картине потребления. Затем попробуйте свои силы в поиске новых подходов или вариантов применения товаров, что позволит переориентировать ваш рынок.
Просто, шутки ради, создайте несколько проектов, основанных на новых сферах применения вашей продукции.
Рост или сокращение?
Если большие рынки — это хорошо, то стремительно растущие рынки — просто прекрасно, и конкуренты делают все, чтобы их занять. Растущий рынок предоставляет новым игрокам на рынке возможность встать на ноги и выбить из седла конкурентов. В случае рынков, которые сокращаются, можете быть уверены: прежние конкуренты станут слабее и беззащитнее. А так как размеры рынков постоянно изменяются, конкурентная борьба все больше накаляется.
Определите изменения размеров вашего рынка, произошедшие в течение последних пяти лет, в цифрах уровня продаж товаров и уровня доходов. Если рынок быстро изменяется как в ту, так и в другую сторону, поищите новые возможности и спрогнозируйте вероятные последствия их использования в отношении количества конкурентов и уровня конкуренции. Хорошим источником для сбора информации являются деловые журналы и Интернет. Также побеседуйте с клиентами, поставщиками и даже с другими конкурентами на рынке.
Каковы возможности выбора у потребителей?
Быстрый обзор схожих черт и различий среди товаров и услуг на рынке позволяет установить дифференциацию товаров. Если товары разных производителей мало чем отличаются друг от друга (например, сахар), знайте, что для потребителя чрезвычайно важна цена на данный товар на так называемом рынке сырья и комплектующих. С другой стороны, если каждый товар обладает отличительными особенностями и предлагает потребителю нечто уникальное и особое — от ноутбуков до крутых спортивных автомобилей, то особенности товара, скорее всего, обеспечат производителям либо долговременный успех, либо провал на рынке.
Внимательно присмотритесь к товарам и услугам, предлагаемым на вашем рынке тремя основными конкурентами. Насколько они схожи? В чем их уникальность? Подумайте, что вы можете сделать для дифференциации ваших товаров (добавить отличительные свойства или предложить ценное обслуживание), чтобы конкурировать не только с помощью повышения или снижения цен. Web-сайты ваших конкурентов могут послужить богатым источником внутренней информации.
Нечто из ряда вон выходящее
Иногда на рынке внезапно появляется принципиально новый товар, так сказать, "возмутитель спокойствия". Как правило, этот товар появляется из другой отрасли и даже представляет технологическую новинку. В глазах существующих потребителей он становится бесспорным конкурентом, например, появление факсимильных аппаратов и электронной почты оказало значительное влияние на службы срочной доставки почты, а появление видеокамер — на обычную фотографию. Угроза замещения товаров (замены существующих товаров новыми) абсолютно реальна, особенно на быстроизменяющихся рынках с высоким уровнем конкуренции.
Подумайте на тем, как вели себя ваши клиенты пять, десять или даже двадцать лет назад. Использовали ли они ваши товары и им подобные или же предпочитали совершенно другую продукцию? А что будет через год, пять, десять лет? Какие товары или услуги смогут удовлетворить потребности ваших клиентов? Вы не в силах предсказать будущее, но все же можно предусмотреть некоторые возможные варианты.