SWOT-анализ
Вряд ли можно назвать метод анализа состояния организации, который мог бы сравниться со SWOT-анализом по эффективности и простоте применения. Аббревиатура в названии метода происходит от слов «Strength», «Weakness», «Opportuntes», «Threat» (сила, слабость, возможности, угроза).
Под силой организации понимают совокупность навыков работников организации, опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей и др. Все перечисленное представляет собой активы организации в конкурентной борьбе.
Слабость — отсутствие чего-то важного в работе организации или нечто, ставящее ее в неблагоприятное положение. Это пассивы.
Некоторые сильные стороны организации особенно важны. Они могут быть использованы для формирования стратегии. Имеете с тем сильная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон. Главные достоинства организации заключаются в превращении ноу-хау (умения и опыта во всех сферах деятельности организации) в ее ключевые достоинства: разработку новой продукции, услуг и нового сервиса, организацию эффективной сбытовой системы и др.
Возможности организации заключаются в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организации и нейтрализации слабых сторон. Заметим, что возможности, которые организация не может реализовать, все равно, что не существуют.
Угроза проявляется:
в наличии у конкурентов более дешевых технологий;
во внедрении конкурентами производства и реализации лучших продуктов;
в принятии новых правил, наносящих ущерб организации больше, чем другим;
повышении процентных ставок и возможном поглощении;
демографических изменениях;
изменениях курсов иностранных валют;
политических переменах в стране и др.
Анализ силы и слабости организации дает возможность установить, с одной стороны, связь между потенциалом и проблемами организации, с другой — между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет определить варианты успешного существования и перспектив развития.
Слабыми сторонами организации могут быть:
отсутствие четкого видения перспектив развития и устаревшие методы управления;
недостаток навыков и таланта у лиц, принимающих решения, а также низкая реализуемость принимаемых решений;
недостаточная квалификация исполнителей и значительный дефицит бюджета организации;
недостаточная популярность среди населения;
неудовлетворительная информационная работа.