проблемы действующей стратегии

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Перспективы развития организации связаны в первую очередь с решением стратегических проблем, среди которых необходимо выделить проблемы действующей стратегии и вновь обнаруженные проблемы.

По мнению специалистов, к ключевым факторам успеха работы организации следует отнести наличие стратегии, целевого единства в отношении реализации стратегии в команде управления и наличие необходимых ресурсов. Других факторов, влияющих на эффективность управления, так много, что определить самый важный из них непросто. Опишем проблемное поле одним из рассмотренных ранее методов.

Насколько эффективна действующая стратегия, можно судить по количественным и качественным результатам деятельности организации.

Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в ее целостности и внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации.

Количественные результаты — это результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации, что находит свое подтверждение в занимаемом месте среди конкурентов (захват лидерства или своя ниша).

Об эффективности действующей стратегии можно судить по границам конкуренции в отрасли (сколько уровней каналов распределения используется, каковы размеры и различия географических рынков), а также по функциональным составляющим стратегии (рациональность каждой составляющей стратегии, последние действия (снижение цен и издержек, реклама) самой организации и конкурентов и т.д.).

Критерием эффективности действующей стратегии является финансовое положение организации в течение последнего времени:

  рыночная доля, место в отрасли;

  динамика размера прибыли (в сравнении с динамикой у конкурентов);

  тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции;

  рост продаж организации более быстрыми (медленными) темпами, чем на рынке в целом;

  размер кредитов;

  репутация в глазах потребителей;

  лидерство (в технологии, инновациях, качестве и др.).

Шведский консультант по управлению Бенгт Карлоф в конце 80-х годов XX в. опубликовал книгу «Деловая стратегия», в которой рекомендовал проводить в компании анализ портфеля ценных бумаг, анализ логики отрасли и анализ деятельности самой организации. При этом последнее из указанных направлений анализа предлагалось осуществлять по четырем аспектам (см. таблицу), что, на наш взгляд, дает представление об эффективности действующей стратегии.

Таблица Аспекты анализа действующей стратегии компании



Анализ состояния компании включает подготовку ответов на пять основных вопросов:

1) насколько эффективна действующая стратегия;

2) в чем сила и слабость компании, какие у нее есть возможности и что ей угрожает;

3) конкурентоспособны ли цены и издержки компании;

4) насколько прочна конкурентная позиция компании;

5) с какими стратегическими проблемами сталкивается компания?

Для ответов на эти вопросы необходима прежде всего оценка стратегии по качественным параметрам: с точки зрения ее законченности, внутренней согласованности, обоснованности, соответствия ситуации; затем по количественным параметрам: с точки зрения стратегических и финансовых результатов деятельности. Ухудшение названных параметров и (или) быстрое изменение внешней ситуации являются сигналом к тому, что необходимо пересмотреть стратегию.