план маркетинга
Маркетинговая стратегия — часть общей стратегии организации, одна из ее функциональных стратегий, поэтому в основе плана маркетинга лежат стратегические цели в отношении использования результатов маркетинговых исследований и возможностей, предоставляемых внешней средой с учетом потенциала организации.
При разработке плана маркетинга необходимо основываться на следующих принципах:
понимания потребителя — учет потребностей и динамики рыночной конъюнктуры. Бизнес невозможен, если организация ориентирована только на прибыль, а не на понимание потребностей существующих и потенциальных рынков;
борьбы за потребителя (клиента) — активное воздействие на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качества товара, рекламы, сервиса, оптимальных цен и т.д.). Суть этого принципа — борьба за потребителя, а не за сбыт товаров. Товары и услуги в данном случае выступают лишь как средство для достижения цели, а не сама цель;
максимального приспособления производства к требованиям рынка — вся деятельность организации базируется на знании потребительского спроса и прогнозах его изменений в ближайшей и отдаленной перспективе. Производство товаров и оказание услуг поставлено в функциональную зависимость от запросов и требует выпускать товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю.
изучение потребностей существующих и потенциальных покупателей товаров (услуг) организации и их поведения на рынке;
разработка товаров и услуг, отвечающих потребностям покупателей;
позиционирование выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, оценка перспектив их развития;
выбор методов распространения и продвижения товаров;
установление цен на товары и услуги организации;
■ определение мероприятий по стимулированию продаж и проведению рекламной кампании; изучение конкурентов;
выбор поставщиков;
привлечение маркетинговых посредников;
установление контактов с общественными и государственными организациями. При написании данного раздела бизнес-плана предпринимателю необходимо учитывать, что план маркетинга включает в себя большое число вопросов, на которые нужно дать детальные, исчерпывающие ответы. Целесообразно изложить на нескольких страницах ответы на следующие вопросы:
какая в организации принята стратегия маркетинга;
как будет продаваться товар — через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации;
как будут устанавливаться цены на товары и какого уровня прибыльности на вложенные средства предполагается достичь;
как предполагается добиваться постоянного роста объемов продаж — за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения дополнительных покупателей;
как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств;
каким образом предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой организации в глазах общественности?
Как показывает практика составления бизнес-плана, в данный раздел следует обязательно включить основные пункты:
1) цели и стратегии маркетинга;
2) система ценообразования;
3) схема распространения товаров;
4) организация сервисного обслуживания клиентов;
5) методы стимулирования продаж (сбыта);
6) реклама;
7) формирование общественного мнения об организации и се товарах и услугах;
8) бюджет маркетинга;
9) контроллинг маркетинга.