план маркетинга

Категория: Написание, разработка и составление бизнес-плана

Маркетинговая стратегия — часть общей стратегии организации, одна из ее функциональных стратегий, поэтому в основе плана маркетинга лежат стратегические цели в отношении использования результатов маркетинговых исследований и возможностей, предоставляемых внешней средой с учетом потенциала организации.

При разработке плана маркетинга необходимо основываться на следующих принципах:

  понимания потребителя — учет потребностей и динамики рыночной конъюнктуры. Бизнес невозможен, если организация ориентирована только на прибыль, а не на понимание потребностей существующих и потенциальных рынков;

  борьбы за потребителя (клиента) — активное воздействие на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качества товара, рекламы, сервиса, оптимальных цен и т.д.). Суть этого принципа — борьба за потребителя, а не за сбыт товаров. Товары и услуги в данном случае выступают лишь как средство для достижения цели, а не сама цель;

  максимального приспособления производства к требованиям рынка — вся деятельность организации базируется на знании потребительского спроса и прогнозах его изменений в ближайшей и отдаленной перспективе. Производство товаров и оказание услуг поставлено в функциональную зависимость от запросов и требует выпускать товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю.

  изучение потребностей существующих и потенциальных покупателей товаров (услуг) организации и их поведения на рынке;

  разработка товаров и услуг, отвечающих потребностям покупателей;

  позиционирование выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, оценка перспектив их развития;

  выбор методов распространения и продвижения товаров;

  установление цен на товары и услуги организации;

■  определение мероприятий по стимулированию продаж и проведению рекламной кампании;  изучение конкурентов;

  выбор поставщиков;

  привлечение маркетинговых посредников;

 установление контактов с общественными и государственными организациями. При написании данного раздела бизнес-плана предпринимателю необходимо учитывать, что план маркетинга включает в себя большое число вопросов, на которые нужно дать детальные, исчерпывающие ответы. Целесообразно изложить на нескольких страницах ответы на следующие вопросы:

  какая в организации принята стратегия маркетинга;

  как будет продаваться товар — через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации;

  как будут устанавливаться цены на товары и какого уровня прибыльности на вложенные средства предполагается достичь;

  как предполагается добиваться постоянного роста объемов продаж — за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения дополнительных покупателей;

  как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств;

  каким образом предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой организации в глазах общественности?

Как показывает практика составления бизнес-плана, в данный раздел следует обязательно включить основные пункты:

1) цели и стратегии маркетинга;

2) система ценообразования;

3) схема распространения товаров;

4) организация сервисного обслуживания клиентов;

5) методы стимулирования продаж (сбыта);

6) реклама;

7)  формирование общественного мнения об организации и се товарах и услугах;

8) бюджет маркетинга;

9) контроллинг маркетинга.