должностные инструкции zarabotu.ru

Главная > Написание, разработка и составление бизнес-плана

формирование стратегии

Названные выше компоненты философии развития организации позволяют перейти от формулирования целей к формированию самой стратегии. Основные подходы к разработке стратегии организации сводятся к тому, что стратегия представляет собой сочетание результатов теоретического анализа и интуиции разработчиков, коими в первую очередь должны быть субъекты, которые затем детализируют и реализуют стратегию. Важно и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий — необходимая процедура.

Исходя из сказанного следует подчеркнуть, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии

не существует, но опыт подсказывает несколько возможных H правлений.

Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс (70-е годы). М. Портер (80-е годы), Г. Хэмел и К. Прахалад (90-е годы) разработали в XX в. главные подходы к формированию стратегий, основные положения которых обобщенно приведены в табл..

Таблица

Подходы к разработке стратегий


Формологическая процедура формирования стратегий

Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, и сами конкурентные стратегии разработал Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит Хэмелу и Прахаладу.

Ставший сегодня уже азбучной истиной для менеджеров SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:

  определить возможности и угрозы;

  построить матрицу SWOT-анализа;

  выбрать товары и рынки, на которых они будут продаваться;  построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации. Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и области, стратегические изменения в которых в соответствии

с прогнозом могут дать максимальные результаты для развития бизнеса.

По Портеру необходимо:

  определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечивает наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;

  составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;

  разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на занятие наиболее выгодной для организации позиции на рынке.

Стержневые компетенции, как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:

  определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;

  оценка коллективного умения и навыков работников организации;

  фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии;

  обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;

  разработка стратегии лидерства.

Разное состояние внешней и внутренней среды организаций объясняют разнообразие самих организаций и их фактическое состояние.

Многофакторность параметров, определяющих положение каждой организации, не позволяет систематизировать эти параметры и формализовать процесс разработки образа существующего и желаемого состояния организации.

Разный жизненный опыт работников организаций приводит к неодинаковому восприятию одних и тех же явлений, а неизбежные потери, искажения и недоговоренности при вербальном описании самих организаций требуют долгих и болезненных в социальном плане согласований мнений. Поэтому эффективен метод «рисования образов» (образов настоящего и будущего, желаемого состояния организации) и последующее их описание для определения разрыва между мечтой и действительностью.

Формализовать процесс описания мечты и реального состояния организации можно путем заполнения матрицы видения (табл. 104), где настоящее и будущее состояния организации представлены с точки зрения стороннего наблюдателя и одного из работников организации (изнутри).


Подходы к формированию стратегии фирмы
Формирование стратегии

Взгляд со стороны направлен на оценку возможностей и угрозы, определение конкурентного положения организации, ее соответствия одной из типовых стратегий, а также на то, что из ресурсов поступает в организацию и что организация передает в внешнюю среду, переработав эти ресурсы.

Видение организации изнутри направлено на описание потенциала организации (ее сильных сторон) и назревших проблем, определение ключевых компетенций организации, а также особенностей управления персоналом и ориентации самой организации.

На данном этапе особое искусство состоит в умелом транс формировании множества слабых сигналов в систему, предстаетющую настоящее и будущее состояния организации.

Примеры формулировок видения даны в табл.


Подходы к формированию стратегии предпринимательства


Формирофание стратегии организации

работке миссии учитываются не только потенциал организации

и ее взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания, имидж организации, положение выпускаемого продукта на рынке и многое другое.

В любом случае необходимо помнить о том, что в разработке должны принимать участие не только ключевые сотрудники, но и те, кто будет внедрять результаты разработки, — менеджеры среднего звена.

Специалисты в области консалтинга рекомендуют при формировании миссии использовать шаблоны, отражающие удовлетворение потребностей клиентов. Суть метода заключается в выявлении главных клиентов и их потребностей с последующим определением для организации способов удовлетворения этих потребностей.

Результатом работы является формулировка миссии по схеме:

Для (главных клиентов) мы удовлетворяем (главную потребность) в_________________________________________путем

Плохо то, что этот подход отражает только одну сторону миссии — внешнюю направленность и не учитывает миссию организации по отношению к ее работникам, поэтому полезна матрица, приведенная в табл. и используемая для концентрации информации, необходимой для формулирования миссии.

Миссия «вне» расшифровывается до содержания параметров, которым соответствуют определенные характеристики рассматриваемой организации. Эти характеристики формулируют, заносят в таблицу и ранжируют (например, по степени значения для организации в целом и для формирования миссии в частности).

Аналогично оценивают параметры внутренней среды организации: определяют соответствующие им характеристики организации, которые ранжируются.

Окончательная формулировка миссии должна содержать наиболее значимые характеристики организации.

Примеры формулировок миссии разных организаций приведены в табл.

Матрица миссии


Уровни формирования стратегии
Формулировка стратегии примеры
Формирование стратегии

Примеры формулировок миссии


Стратегия предприятия Формулировка
Стратегию компании следуют формировать

Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к постановке стратегических целей организации. Известны голландский консультант Ханс Виссема выделяет три типа стратегических целей:

1) корпоративные (цели всей организации);

2) бизнес-цели (цели однородной группы конкретной деятельности);

3) функциональные (цели функциональной деятельности). При таком подходе не учитывается оценка влияния целей внешней среды и целей организации как системы, поэтому при определении целей организации будем использовать подход, рас смотренный нами в предыдущих разделах.

В табл. приведена матрица, позволяющая выстраивать цели организации, определяемые как совокупность целей субъектов целеполагания (субъектов разных уровней и неодинаковой направленности). Критерии приоритетности целей и приведены в нижней части матрицы, но приоритет имеют внутренние цели, в первую очередь целеполагание менеджеров и собственников. Векторы остальных целей учитываются, но не доминируют.

Решение об итоговой формулировке целей организации принимается на уровне интуиции в силу многофакторности этого явления, но все формулировки затем так или иначе используются при детализации стратегии организации.

Примеры формулировок стратегических целей организаций приведены в табл. .

Напомним, что под стратегией мы понимаем модель достижения цели организации, которая должна отражать параметры образа организации, ее предназначение и конкретные цели, поэтому следует воспользоваться наработанным материалом, касающимся философии бизнеса. Для создания вербальной модели составим итоговую матрицу, включающую конкретные параметры организации. Матрица, представленная в табл. , содержит описание внешних и внутренних характеристик организации по трем составляющим философии бизнеса: видению, миссии и целям. Описание указанных составляющих взято из предыдущих матриц.

Матрицей предусмотрена оценка существующего и желаемого состояния бизнеса по 10-балльной шкале. Величина разрыва между желаемым и будущим определяет приоритетные направления разработки стратегии организации.

Матрица целей


Формирование стратегии предприятия
Подходы к формированию стратегии
Научные подходы к формированию стратегии

Матрица стратегии


Матрица стратегий
Подходы к формированию стратегии предприятия

Виды товаров и услуг

В этом разделе бизнес-плана необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых организацией в рамках бизнес-проекта. Написанию раздела предшествует аналитическая работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса организации.

Практика свидетельствует о том, что лучших результатов добиваются организации, которые при выборе товаров и услуг не только ориентируется на удовлетворение потребностей покупателей, но и могут опережать запросы потребителей или, что еще лучше, формировать эти запросы. Например, потребность в мобильном общении по телефону была сформирована компаниями мобильных телесистем. Между величиной спроса и ценой товара существует связь, которая носит название закона спроса. Необходимо учитывать следующие категории спроса:

  первичный спрос, под которым понимается минимальный

спрос, определяемый потребностями населения (основные продукты питания, товары массового спроса и т.д.);

  вторичный спрос — потребности более высокого порядка,  которые проявляются с временным лагом по отношению к  первичному спросу (деликатесы и др.);

 реализованный спрос, который сопровождается фактической 1 покупкой товара;

  ажиотажный спрос, вызываемый стремлением все новых

слоев потребителей совершить покупку товара, приобретаемого другими покупателями;

  неудовлетворенный (или отложенный) спрос, вызванный отсутствием нужного товара в продаже;

 формирующийся спрос, который ориентирован на новые товары, готовящиеся к выпуску.

Однако знание спроса еще не гарантирует успех на рынке. Нужно так выстроить процесс трансформации ресурсов в гото-вую продукцию, чтобы ценность ресурсов была максимально сохранена и преумножена за счет эффекта синергии. Поэтому требуется проанализировать потенциал организации с точки зрения возможности обеспечить эффективные процессы внутри самой организации. Вследствие этого значение имеет не только этап жизненного цикла товара, но и стадия жизненного цикла, на которой находится сама организация.

Еще

<<< жизненный цикл товара
философия бизнеса организации >>>

Интересное

Должностная инструкция диспетчера по выпуску автотранспорта Краткосрочные обязательства Обязанности акушера гинеколога Обязанности сестры хозяйки в больнице Пробоотборщик Профессии в промышленности Стадии развития конфликта

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 3.50/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5/5 (6 голосов)